Кодекс о недрах рф 2017 последняя редакция с комментариями

АвтоЮрист юридическая помощь

Кодекс о недрах рф 2017 последняя редакция с комментариями

Если добыча осуществляется на континентальном шельфе в экономической зоне, относящейся к РФ, или за пределами территории страны, но на землях, арендуемых Российской Федерацией у иностранных собственников, то налогоплательщик должен стать на учёт в налоговый орган по месту регистрации как физического, так и юридического лица. Налог на добычу полезных ископаемых начисляется в следующих случаях:

  1. Если полезные ископаемые добыты из недр, расположенных на территории РФ, если участок передан в пользование лицу как требует законодательство.
  2. Если природные ресурсы будут извлекаться из переработанных отходов добывающих компаний, при условии получения лицензии на данную деятельность как предписывает федеральный закон.
  3. Когда полезные ископаемые добыты за пределами территории РФ на территории, находящейся под юрисдикцией нашего государства.
  • РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • Статья 1. Законодательство Российской Федерации о недрах
  • Статья 1.1. Правовое регулирование отношений недропользования
  • Статья 1.2. Собственность на недра
  • Статья 2. Государственный фонд недр
  • Статья 2.1. Участки недр федерального значения
  • Статья 2.2. Федеральный фонд резервных участков недр
  • Статья 2.3.
  • Статья 3. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования
  • Статья 3.1.

Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

  • Статья 4.
    • регулярные платежи за пользование недрами — взимаются отдельно по каждому виду работ, (за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений);
    • сборы за участие в аукционе или конкурсе (вносится всеми его участниками и является одним из условий регистрации заявки; сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов);
    • другие платежи (налоги и сборы), установленные действующим законодательством о налогах и сборах.

    Раздел 6 Закона о недрах устанавливает ответственность за нарушение законодательства РФ о недрах, а также порядок разрешения споров в данной сфере.

    Закон “о недрах”

    Базой для начисления налогов на данное недропользование является стоимость полезных ископаемых добытых из недр.

    Важно

    Об этом говорит новая редакция закона о недропользовании.Исключением является нефть, природный газ и уголь, где налог начисляется по количеству добытых ресурсов.

    Внимание

    Эти ресурсы законодательство выделяет особо. Метод налогообложения должен быть отражен в учетной политике налогоплательщика в течение осуществления им деятельности по добыче полезных ископаемых.

    Законодательство предписывает не изменять этот пункт пока ведется данная деятельность. База, по которой начисляется налог, формируется по каждому виду ресурсов отдельно.

    Оценка стоимости добытых налогоплательщиком ископаемых определяется им самостоятельно.

    Существуют также льготы на налог. Это нулевые ставки, понижающие коэффициенты и специальные вычеты.
    Случаи их использования описаны в ст. 336 Налогового закона РФ.

    Кодекс российской федерации о недрах

    Статья 10 Закона устанавливает сроки, на которые участки недр могут быть предоставлены пользователям, это может быть, как без ограничения сроков, так и на определенный срок, например:

    • для геологического изучения сроком на 5 лет, при этом, если участок расположен полностью или частично на границах Республики Саха (Якутия), Республики Коми, Камчатского края, Красноярского края, Хабаровского края, Иркутской области, Магаданской области, Сахалинской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа — на 7 лет;
    • для добычи полезных ископаемых – на срок обработки месторождения этих ископаемых и другое.

    Закон «о недрах»

    Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в целях использования для собственных нужд имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод

    • Статья 19.1. Разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов, размещение в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья
    • Статья 20. Основания для прекращения права пользования недрами
    • Статья 21. Порядок досрочного прекращения права пользования недрами
    • Статья 21.1.

    Закон рф о недрах

    Первичная переработка минерального сырья пользователями недр

    • Статья 24. Основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами
    • Статья 25.Условия застройки площадей залегания полезных ископаемых
    • Статья 25.1. Предоставление земельных участков и водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами
    • Статья 25.2. Прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами
    • Статья 26.Ликвидация и консервация предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
    • Статья 27. Геологическая информация о недрах
    • Статья 27.1.

    Главные изменения закона рф «о недрах» в последней редакции

    Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования

    • Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования
    • Раздел 2.ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ
    • Статья 6. Виды пользования недрами
    • Статья 7. Участки недр, предоставляемые в пользование
    • Статья 7.1. Исправление технических ошибок в лицензии на пользование недрами
    • Статья 8.Ограничение пользования недрами
    • Статья 9. Пользователи недр
    • Статья 10. Сроки пользования участками недр
    • Статья 10.1. Основания возникновения права пользования участками недр
    • Статья 11. Лицензия на пользование недрами
    • Статья 12. лицензии на пользование недрами
    • Статья 13. Утратила силу.
    • Статья 13.1.

    Статья 20 закона о недрах устанавливает основания для прекращения права пользования недрами:

    1. по истечения срока действия лицензии;
    2. при отказе пользователя от права пользования недрами;
    3. при возникновении соответствующих условий, установленных лицензией, которые предусматривают наступление прекращения права пользования;
    4. в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17.1 настоящего Закона;
    5. в случаях, предусмотренных действующим российским законодательством.

    Помимо указанных оснований, право пользования недрами может быть прекращено досрочно, приостановлено или ограничено.

    Источник: http://avtojurist-nn.ru/kodeks-o-nedrah-rf-2017-poslednyaya-redaktsiya-s-kommentariyami/

    Главные изменения закона РФ «О недрах» в последней редакции

    Кодекс о недрах рф 2017 последняя редакция с комментариями

    Основными документами, которыми регулируется процесс пользования недрами, являются — Конституция страны, ФЗ N 27-ФЗ «О недрах», принятый 3 марта 1995 года с дополнениями и изменениями (отражены в редакции 2018 года), и другие законодательные акты субъектов Российской Федерации, принятые на их основе.

    • Недропользование на региональном уровне
    • Получение лицензии
    • Налоги на пользование недрами
    • Налог на добычу полезных ископаемых начисляется в следующих случаях:

    Закон о недропользовании регулирует отношения по данному вопросу как между регионами внутри страны, так и при контактах с иностранными компаниями и государственными структурами других стран. Органы управления на местах имеют право регулировать отношения в области пользования недрами только в размере отведенных им полномочий.

    Любые земли, в том числе участки недр местного значения, не могут являться предметом сделки или отчуждения другим способом.

    Любое лицо может быть лишено права пользования недрами, если нарушено законодательство РФ.

    Полезные ископаемые и другие ресурсы, которые добываются из недр, находятся в собственности государства, субъектов страны, муниципальных органов управления, а также частных или юридических лиц.

    Права на участки недр местного значения оформляются в соответствующих местных органах управления.

    Отдельные, особо ценные участки недр, важные для государства, его безопасности и процветания имеют федеральную юрисдикцию. Их перечень утверждается правительством и публикуется в специальных сборниках.

    К таким участкам относятся:

    1. месторождения ценных природных ископаемых: золото, кобальт или никель;
    2. залежи нефти, газа или меди;
    3. прибрежные зоны морей и океанов, в том числе континентального шельфа РФ;
    4. земли, на которых размещены объекты оборонного значения и комплексы, предназначенные для охраны безопасности внутри страны.

    Этот список может меняться, если ситуация того потребует. Если юридическое или физическое лицо, открывшее определенное месторождение, было лишено права пользования результатами своего труда, их затраты на разведку и разработку будут возмещены разовым вознаграждением из бюджета РФ в специально установленном порядке.

    Иностранными инвесторами, согласно текстам законодательства, признаются лица, имеющие регистрацию за рубежом или Российские фирмы, в уставном капитале которых имеются иностранные вложения. Для обеспечения долгосрочной перспективы РФ в будущем из участков, свободных от договорных обязательств, создается фонд резервных участков недр федерального значения.

    Недропользование на региональном уровне

    Дорогие читатели!

    Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов,но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,

    как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:

    8 (499) 703-15-47 — Москва
    8 (812) 309-50-34 — Санкт-Петербург

    или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

    Все консультации у юристов бесплатны.

    Решение о переводе участков в этот список принимается Правительством РФ. Отношение к недрам местного значения.

    К участкам, попадающим под юрисдикцию местных органов управления, относятся:

    1. Земли, в которых имеются залежи полезных ископаемых. Если они не являются редкоземельными. Все участки недр местного значения должны распределяться на местах согласно ФЗ России;
    2. Участки, отданные под подземные сооружения и коммуникации, на которых нет полезных ископаемых. Земли должны быть регионального или местного подчинения;
    3. Озера, расположенные под землей, и водяные пласты, которые обеспечивают этим ресурсом бытовые, хозяйственные и производственные нужды людей и организаций данной территории. Ежедневное использование воды в этом случае не должно превышать 500 м3 в сутки.

    Определением и утверждением списка, в котором перечислены участки недр местного значения, занимаются органы исполнительной власти субъектов РФ в части своих полномочий.

    Порядок рабочего процесса по переводу или отказу от передачи такого объекта, как участки недр местного значения, разрабатывается государственным фондом недр, который подчиняется федеральному центру. Пользование некоторыми объектами, к которым относятся участки недр местного значения, может быть прекращено в целях национальной безопасности и защиты окружающей среды.

    Использование земли вблизи населенных пунктов, промышленных объектов, транспортных магистралей и линий коммуникаций в случае создания угрозы здоровью людей и целостности хозяйственных объектов прекращается частично или полностью. Это относится ко всем землям, и участки недр местного значения не исключение.

    На территории охранных зон использование недр может вестись в пределах законодательства и статуса данных земель по ФЗ.

    Получение лицензии

    Согласно изменениям статьи 19 ФЗ «О недрах» от 2015 года, добыча вод должна производиться по лицензии, за исключением некоторых случаев, оговоренных в законе.

    В новой трактовке ст 19 данного закона четко указаны все моменты, по которым лицензия не требуется. Ранее такое разграничение было несколько размытым.

    Но последняя редакция о правилах недропользования прояснила данный момент.

    Так, собственники земельных участков, пользователи и арендаторы имеют право осуществлять свою деятельность строго в отведенных рамках без проведения взрывных работ и добычи, найденных в процессе эксплуатации полезных ископаемых для своих нужд без внесения их в государственный реестр согласно ФЗ. Участки недр местного значения должны быть зарегистрированы в соответствующих органах исполнительной власти. Этого требует законодательство.

    Объем извлекаемых вод не должен превышать 100 м 3 за сутки, если только это не сети водоснабжения. Строительство коммуникационных и других сооружения до 5 метров осуществляется в порядке, прописанном в законе РФ и нормативно правовых актов субъектов государства.

    Полезные ископаемые и воды, расположенные в границах участка и используемые владельцами или арендаторами для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, не могут являться предметом сделок по передаче прав собственности.

    Это определяет федеральный закон.

    Использование подземных вод без получения лицензии разрешено только из водоносных горизонтов.

    Таким образом, пользоваться скважиной без лицензии имеют право только физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью по продаже или сдаче в аренду данных ресурсов.

    При этом скважина или колодец не должны мешать функционированию систем централизованного водоснабжения. Лицензия на участки недр местного значения выдается на местах согласно соответствующим статьям о недропользование, отраженным в ФЗ.

    Налоги на пользование недрами

    После получения лицензии, в течение 30 календарных дней, юридическое или физическое лицо, на которое был выдан документ, должно зарегистрироваться в качестве налогоплательщика в налоговом органе по месту расположения этого участка недр. Это касается земельных и других участков на территории РФ и за ее пределами, в ситуациях которые описывает федеральный правовой документ, как определяет закон в новой редакции ФЗ.

    Если добыча осуществляется на континентальном шельфе в экономической зоне, относящейся к РФ, или за пределами территории страны, но на землях, арендуемых Российской Федерацией у иностранных собственников, то налогоплательщик должен стать на учёт в налоговый орган по месту регистрации как физического, так и юридического лица.

    Налог на добычу полезных ископаемых начисляется в следующих случаях:

    1. Если полезные ископаемые добыты из недр, расположенных на территории РФ, если участок передан в пользование лицу как требует законодательство.
    2. Если природные ресурсы будут извлекаться из переработанных отходов добывающих компаний, при условии получения лицензии на данную деятельность как предписывает федеральный закон.
    3. Когда полезные ископаемые добыты за пределами территории РФ на территории, находящейся под юрисдикцией нашего государства. Базой для начисления налогов на данное недропользование является стоимость полезных ископаемых добытых из недр.

      Об этом говорит новая редакция закона о недропользовании.

    Исключением является нефть, природный газ и уголь, где налог начисляется по количеству добытых ресурсов. Эти ресурсы законодательство выделяет особо.

    Метод налогообложения должен быть отражен в учетной политике налогоплательщика в течение осуществления им деятельности по добыче полезных ископаемых. Законодательство предписывает не изменять этот пункт пока ведется данная деятельность. База, по которой начисляется налог, формируется по каждому виду ресурсов отдельно.

    Оценка стоимости добытых налогоплательщиком ископаемых определяется им самостоятельно. Существуют также льготы на налог. Это нулевые ставки, понижающие коэффициенты и специальные вычеты. Случаи их использования описаны в ст. 336 Налогового закона РФ.

    Об этом же говорит новая редакция документа о недропользование.

    Федеральный закон о недропользовании призван регулировать отношения в области разведки, разработки и эксплуатации природных недр и охраны окружающей среды. В нем содержатся правовые и экономические аспекты рационального использования государственных недр, а также обеспечения защиты интересов государства и всех граждан РФ.

    Источник: https://domovik.guru/zakon/glavnye-izmeneniya-zakona-rf-o-nedrah-v-poslednej-redaktsii.html

    Закон «О недрах»

    Кодекс о недрах рф 2017 последняя редакция с комментариями

    Законодательство РФ о недрах — это совокупность требований, которые регламентируют отношения, связанные с использованием земных глубин, а также с охраной труда. Недропользование предоставляется на основании специальной лицензии на срок от 5 до 25 лет, в зависимости от вида природного ископаемого. Система платежа подразделяется на:

    • платежи за право пользования;
    • расчет на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
    • сбор за выдачу лицензии;
    • акцизный сбор;
    • платежи за свободное пользование участками морского дня.

    Описание закона

    Правовые акты Российской Федерации о недропользовании основываются на Конституции РФ и состоят из Федерального закона «О недрах» №2395-1, в соответствии с которым принимаются другие федеральные документы и иные нормативно правовые акты.

    Закон о недропользовании РФ был принят 21 февраля 1992 года.

    Занимается регулированием взаимоотношений, возникающих в связи с аэрогеологическим излучением, реализацией и охраной земли на территории России, а также ее материкового шельфа, использование отходов, сапропелей и других специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы, соленные озера и заливы морей. Последние поправки и изменения были одобрены 03 июля 2016 года.

    Основные положения ФЗ «О недрах»

    Согласно закону РФ, недра представляют собой часть земной коры, которая располагается ниже почвенного слоя, а если его нет, тогда ниже земной поверхности и дна водоемов и водостоков.

    Документ включает в себя 7 разделов и 52 статьи:

    • 1 раздел (статьи 1-5). Основные положения;
    • 2 раздел (ст 6-22). Пользование недрами;
    • 3 раздел (ст 23-34). Пропорциональное использование и охрана земли;
    • 4 раздел (ст 35-38). Государственное регулирование отношений недропользования;
    • 5 раздел (ст 39-48). Плата при применении недрами;
    • 6 раздел (ст 49-51). Ответственность за нарушение;
    • 7 раздел (статья 52). Международные договоры.

    Основные положения Федерального закона Российской Федерации №2395-1 подразделяются на 5 статей. В этом разделе подробно описаны:

    • юридические соглашения РФ о недропользовании;
    • правовое регулирование взаимоотношений недропользования;
    • государственный орган;
    • компетенция служб государственной власти РФ в области регулирования взаимоотношений недропользования;
    • полномочия служб государственной власти субъектов РФ;
    • права органов районного самоуправления районов и городов.

    Глава рассматривает все юридические и экономические основы комплексного пропорционального использования и охраны земли, а также гарантирует защиту интересов государства и граждан России.

    Скачать закон «О недрах»

    Законы и другие нормативные акты не могут противоречить Федеральному закону «О недрах» №2395-1. полезность земных глубин для человека и общества состоит в том, что они являются источником материального сырья, ископаемого топлива и других полезных материалов. Они применяются для устройства подземных сооружений и коммуникаций (склады, линии метро, трубопроводы).

    Особое внимание следует уделить правовому режиму подземных вод, так как согласно законодательству о недропользовании, подземные воды являются составной частью недр.

    Чтобы подробно ознакомиться со специфическими отношениями, связанными с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, следует скачать закон «О недрах» РФ в последней редакции по ссылке.

    Последние изменения закона 2395-1

    Последняя редакция от 29 декабря 2014 года Федерального закона «О недрах» №2395-1-ФЗ подвергалась некоторым изменениям и поправкам. Нововведения регулируют вопрос относительно эксплуатации водозаборных скважин и пошаговой инструкции добычи пресных подземных вод на территории России.

    Ознакомьтесь  Закон о микрофинансовых организациях

    Главные изменения коснулись статьи 19 ФЗ «О недрах», которая определяет, в каких случаях собственник земельного участка имеет право осуществлять добычу подземных вод без лицензии.

    Во-первых, согласно новой редакции, если подземные воды добываются и применяются в целях, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то содержатель скважины обязан оформить лицензию на пользование недрами. Полезные ископаемые не могут переходить от одного владельца к другому.

    Во-вторых, общий объем теперь не может превышать 100 кубических метров в сутки.

    В-третьих, добывать подземные воды без лицензии можно только из водоносных горизонтов, которые не являются источниками централизованного водоснабжения.

    Отдельно следует отметить статью 10 закона РФ «О недрах», которая также претерпела изменения в 4 абзаце пункта 1. По нововведениям, захоронить радикальные отходы (1-5 классов опасности) можно в глубоких горизонтах, гарантирующих локализацию этих отходов.

    Поправки были одобрены и во второй части статьи 10.

    Без ограничения срока можно предоставлять участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, размещенных в пластах горных пород попутных вод и вод, применяемых пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

    Источник: https://210fz.ru/zakon-o-nedrax/

    Закон РФ о недрах в последней действующей редакции 2019 – скачать бесплатно

    Кодекс о недрах рф 2017 последняя редакция с комментариями

    Закон о недрах РФ в последней действующей редакции освещает понятие земных недр, регламентирует права пользования ими и требования к охране, требования к технической документации на пользование недрами и т.д.

    Добыча и использование полезных ископаемых в России регламентируется законодательно. Основным законом в этой сфере является Федеральный закон «О недрах» № 2395-I от 21 февраля 1992 года. Он описывает особый природный объект — недра, и регулирует механизм их разработки и полезного использования.

    Основные положения действующего закона РФ

    1. В первую очередь данный закон дает определение понятию недр — что это такое, где находится, до каких пределов простирается.
    2. Далее он разграничивает права пользования недрами — определенные ресурсы находятся в ведомстве исключительно федеральных властей, другие закреплены за властями регионального и местного уровня.
    3. Определяет одобряемые государством виды использования недр и полезных ископаемых, добываемых из них, в том числе некоммерческого характера, например, для научных целей.
    4. Закон о недрах РФ в последней действующей редакции (от 4 июля 2019 года) описывает порядок получения разрешения на проведение отдельных работ, связанных с недрами.

    О понятии

    Недрами, согласно букве закона, является весь пласт земной коры, простирающийся ниже дерна, а при его отсутствии — самой поверхности земли, до тех глубин, на которых возможно проведение геологических изысканий, а в потенциале — освоения.

    Таким образом, глубина недр определяется не напрямую, а пропорционально технической возможности проникновения на определенный геологический горизонт. На участках, покрытых водой (реках, озерах, внутренних морях) к недрам напрямую относится их донная поверхность и пласты земли, находящиеся под ней.

    По уровню своей значимости участки недр делятся на:

    1.   Федерального значения. К участкам федерального значения, согласно статье 2.1 данного Закона, относятся те из них, что содержат месторождения полезных ископаемых, жизненно необходимых для обеспечения стратегических потребностей государства (в т.ч. в отношении обороноспособности).

    Например, это месторождения:

    • урана (сырье для атомной промышленности);
    • кварцевого сырья повышенной чистоты;
    • многих редкоземельных металлов;
    • коренные (рудные) залежи алмазов и платиновых металлов;
    • меди и золота, но только в повышенных объемах;
    • разведанные запасы нефти — свыше 70 миллиардов тонн;
    • природного газа — свыше 50 миллиардов кубометров.

    На все эти участки недр составляется официальный Перечень. 

    2.   Резервного.

    Участки недр, содержащие вышеуказанные полезные ископаемые, а также некоторые другие, не вошедшие в Перечень, включаются в так называемый федеральный фонд резервных участков недр.

    Они являются стратегическим резервом и не предоставляются в пользование до постановления Правительства РФ об исключении их из федерального резерва (статья 2.2 Закона).

    3.   Местного. К зонам местного значения законом причислены те из них, что содержат распространенные повсеместно полезные ископаемые, а также те, по которым пролегают подземные воды питьевого значимости, объем добычи которых не превышает 500 кубометров в сутки (статья 2.3 Закона).

    Также к недрам местного значения причисляют любые участки, на которых осуществляется строительство и эксплуатация подземных объектов и коммуникаций, не имеющих отношения к добыче полезных ископаемых.

    Собственность на недра

    Безраздельными правами собственности на земные недра, согласно статье 1.2 Закона, обладает исключительно государство (на федеральном и региональном уровне).

    Действуя через федеральные органы власти и органы власти регионов Российской Федерации, государство обладает правом наделять отдельных юридических и физических лиц правами пользования недрами, что ни в какой мере не означает передачу прав собственности на них.

    Никакой участок недр не может находиться в собственности гражданина или юрлица, а это значит — не может быть объектом купли или продажи, не может быть передан под залог, передаваться по наследству и так далее. Но!

    Извлеченные из недр полезные ископаемые, если добыча была лицензирована, могут быть субъектами частной, муниципальной, федеральной или других видов собственности.

    Виды пользования

    Виды пользования недрами описываются в статье 6 (раздел второй) настоящего Закона. Согласно ей, государство может предоставить частным лицам участок недр во временное пользование только со следующими целями:

    1. Геологические, инженерные, сейсмологические и другие подобные изыскания.
    2. Геологоразведка и добыча полезных ископаемых.
    3. Устройство и использование подземных сооружений, не имеющих отношения к добыче полезных ископаемых.
    4. Создание особо охраняемых объектов научного, санитарного или других подобных назначений, например научные полигоны, заповедники, заказники и т. д.
    5. Сбора материалов для геологических и палентологических коллекций.

    Допускается одновременное предоставление одного и того же участка недр для разных целей из этого списка.

    При этом в любой момент право пользования недрами на определенном участке может быть ограничено, если их разработка может повлечь за собой вред для населения, промышленных или транспортных объектов, состояния окружающей среды и государственной безопасности (статья 8 данного Закона).

    Охрана

    Охране недр посвящен III раздел данного Закона. Он освещает требования, предъявляемые государством к грамотному и общественно полезному использованию и охране недр. В общем и целом эти сведения перечислены в статье 23 Закона. Они заключаются в:

    • запрете на самовольное пользование недрами, соблюдении установленного порядка природопользования;
    • требованиям к обеспечению полноты геологических изысканий;
    • необходимости проведения опережающих геологических изысканий для достоверной оценки запасов полезных ископаемых;
    • абсолютной нужности государственной экспертизы и учета ископаемых;
    • требованиях к наиболее полному извлечению полезных ископаемых при разработке и их тщательному учету;
    • охране месторождений от природных и техногенных факторов, осложняющих добычу полезных ископаемых;
    • охране месторождений от неправильного и нецелевого использования, от загрязнений, от самовольной застройки и целенаправленной порчи.

    За нарушение любого из установленных требований государство вправе приостановить, ограничить или вовсе прекратить выданное физическому или юридическому лицу право использовать эту зону в коммерческих или некоммерческих целях.

    Последние изменения 2019 года

    На данный момент действует редакция закона с учетом изменений, внесенных последней поправкой от 4 июля 2019 года. Согласно ей, к участкам земных недр федерального (общегосударственного) значения более не относятся месторождения алмазов и платиновых металлов россыпного и техногенного происхождения. Они переходят в группу участков местного значения.

    К федеральным отныне причисляются только зоны, содержащие коренные месторождения вышеуказанных полезных ископаемых.

    : Что изменилось в ФЗ

    Внимание!

    • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

    Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

      Источник: http://masterurist.ru/zakon-rf-o-nedrah-v-poslednej-dejstvujushhej-redakcii/

      Закон РФ о недрах: структура, правила пользования недрами, рациональное использование | Правоведус

      Кодекс о недрах рф 2017 последняя редакция с комментариями

      Какие существуют виды пользования недрами, права и обязанности у пользователя недрами? Есть ли основания для прекращения права пользования недрами? Все, что нужно знать о законе о недрах, в нашей статье.

      Закон РФ №2395-1 от 21 февраля 1992 г.

      «О недрах» используется для урегулирования отношений, которые возникают во время использования, охраны и геологического изучения недр – земной коры, расположенных ниже земной поверхности, почвенного слоя или дна водоемов. Кроме того, Закон активно работает в сфере производства по добыче и переработке минеральных ресурсов, подземных вод и отношений, которые связаны с такой добычей и переработкой.

      Нормы законодательного документы направлены на совершенствование применения недр и защиту интересов государства и граждан в данной области.

      Структура закона о недрах

      Закон включает в себя 7 разделов, 52 статьи:

      Раздел 1 содержит общие положения закона, включая основные понятия, используемые в данной области, полномочия федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов федерации, а также правовое регулирование отношений в обсуждаемой области. 

      Раздел 2 устанавливает правила пользования недрами. Так, статья 6 Закона определяет виды пользования недрами, которые используют для: 

      1. регионального геологического изучения, включая работы по общему изучению недр и по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности;
      2. изучения с целью поиска и оценки месторождений полезных ископаемых, а также для изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений;
      3. разведки и добычи полезных ископаемых;
      4. строительства и эксплуатации подземных сооружений, которые не связаны с добычей полезных ископаемых;
      5. образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;
      6. сбора минералогических и иных геологических коллекционных материалов. 

      В соответствии со статьей 7 Закона, на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительство подземных сооружений и образование особо охраняемых геологических объектов пользователю предоставляется участок в виде горного отвода – геометризованного блока недр. При этом, пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, включая участников товарищества, юридические лица и иностранные граждане – статья 9 закона. 

      Статья 10 Закона устанавливает сроки, на которые участки недр могут быть предоставлены пользователям. Это может быть, как без ограничения сроков, так и на определенный срок, например: 

      • для геологического изучения сроком на 5 лет, при этом, если участок расположен полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Республики Коми, Камчатского края, Красноярского края, Хабаровского края, Иркутской области, Магаданской области, Сахалинской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа – на 7 лет;
      • для добычи полезных ископаемых – на срок обработки месторождения этих ископаемых и другое. 

      Важно! Статья 11 Закона устанавливает, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов РФ, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

        Большой интерес представляет собой статья 19 Закона РФ о недрах, которая устанавливает права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в целях использования для собственных нужд имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод. В соответствии с нормами статьи собственник земельных участков, землевладельцы и землепользователи, арендаторы участков вправе осуществлять в границах своего участка использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых без применения взрывных работ. Также возможно использования подземных вод , объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения. Стоит отметить, что под использованием для собственных нужд полезных ископаемых понимается их использование в личных, бытовых или иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. 

      Статья 20 закона о недрах устанавливает основания для прекращения права пользования недрами: 

      1. по истечения срока действия лицензии;
      2. при отказе пользователя от права пользования недрами;
      3. при возникновении соответствующих условий, установленных лицензией, которые предусматривают наступление прекращения права пользования;
      4. в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17.1 настоящего Закона;
      5. в случаях, предусмотренных действующим российским законодательством. 

      Помимо указанных оснований, право пользования недрами может быть прекращено досрочно, приостановлено или ограничено.

      Это возможно по инициативе владельца лицензии или недропользователя, при возникновении непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне работ, связанных с пользованием недрами, при нарушении условий лицензии; при систематическом нарушении пользователями правил пользования недрами; в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, при ликвидации предприятия, которому недры были предоставлены в пользование, и другое.

      Важно! В случае несогласия пользователя недр с решением о прекращении права, его приостановлении или ограничении, пользователь недр вправе обжаловать данное решение в административном или судебном порядке.

      Раздел 3 Закона о недрах включает в себя вопросы о рациональном использовании и охране недр земли. При этом основные требования по рациональному использованию и охране недр освещены в статье 23 закона. К ним относятся:

      • строгое соблюдение установленного законом порядка предоставления недр в пользование и недопущение использования их самовольно;
      • обеспечение полноты геологического изучения;
      • проведение первичного геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
      • проведение государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых;
      • обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных полезных ископаемых и их компонентов;
      • достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных полезных ископаемых и их компонентов;
      • охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов;
      • предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;
      • предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой соответствующих объектов;
      • соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых. 

      Кроме того, статьи 23.

      1-34 раздела 3 устанавливают основные требования по безопасному ведению работ, связанных с использованием недр, условия застройки площадей залегания полезных ископаемых, правила предоставления и условия прекращения прав граждан и организаций на земельные участки, необходимых для ведения работ, связанных с использованием недр. Данные статьи также регулируют вопросы в области государственного учета, баланса и регистрации, экспертизы запасов ископаемых, государственного кадастра и охраны участков недр, представляющих особую научную или культурную ценность.  Государственное урегулирование отношений недропользования установлено статьями 35-38 раздела 4 закона. Здесь регламентированы вопросы в области государственного геологического изучения недр, мониторинга состояния недр и надзора за геологическим изучением, а также надзор за безопасным ведением работ. 

      Раздел 5 Закона регулирует вопросы платежей при использовании недр земли. Так статьей 39 Закона установлена система платежей при пользовании недрами, в соответствии с которой осуществляются: 

      • разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных условий, оговоренных лицензией пользователя, включая платежи, уплачиваемые при изменении границ участка (при этом, минимальные размеры разовых платежей и устанавливаются в размере не менее чем 10% величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации);
      • регулярные платежи за пользование недрами – взимаются отдельно по каждому виду работ (за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений);
      • сборы за участие в аукционе или конкурсе (вносятся всеми его участниками и являются одним из условий регистрации заявки; сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов);
      • другие платежи (налоги и сборы), установленные действующим законодательством о налогах и сборах. 

      Раздел 6 Закона о недрах устанавливает ответственность за нарушение законодательства РФ о недрах, а также порядок разрешения споров в данной сфере.

      В соответствии с нормами статьи 49 Закона, лица, виновные в нарушение российского законодательства о недрах, несут административную и уголовную ответственность в порядке, предусмотренном законодательством.

      При этом, привлечение виновных лиц к ответственности не освобождает их от обязанности устранить выявленные нарушения и возместить вред, причиненный этими лицами.  Статья 50 Закона о недрах устанавливает, что споры по вопросам пользования недрами разрешаются органами государственной власти, судом или арбитражным судом, согласно с их полномочиями.

      При этом, по соглашению сторон, имущественные споры в области пользования недрами, могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.  Согласно статье 51 Закона о недрах, лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства, возмещают это вред в добровольном или судебном порядке. Порядок расчета размера вреда устанавливается Правительством РФ. 

      Раздел 7 Закона в содержании статьи 52 устанавливает факт о том, что в случае установления международным договором РФ иных правил, чем предусматривает Закон РФ о недрах, то применяются правила международного договора.

      Источник: https://pravovedus.ru/library/laws/zakon-rf-o-nedrakh/

      Юрист Сергеев
      Добавить комментарий