Неудобья в земельном кодексе

Земельный кодекс Российской Федерации

Неудобья в земельном кодексе
АннотацияМатериал подготовлен по заказу юридической компании «Доминиум»

Земельный кодекс РФ представляет собой кодифицированный документ, который содержит основные правила, регулирующие земельные отношения на территории Российской Федерации.

Принят он был в сентябре 2001 года, а уже в октябре того же года обрел законную силу.

Введение в действие кодекса позволило закрепить результаты правовых преобразований, проведенных после распада Советского Союза, а также стал завершающей точкой процесса формирования рынка земли в постсоветской России, хотя становление данных отношений продолжается до сих пор.

Структура Земельного кодекса РФ

В кодифицированный документ входит 18 глав и 108 регулирующих статей (на 2017 год).

Как и прочие действующие на сегодня кодифицированные нормативно-правовые документу, в ЗК РФ большая часть глав посвящена общим вопросам и понятиям, относящимся к категории земельного права.

Последние пять глав кодекса устанавливают правовой режим для каждой из категорий земель (по целевому назначению) в РФ.

 
Земельный кодекс Российской Федерации является гарантом земельных отношений, но не подразумевает неограниченных прав на пользование и распоряжение землей.

В соответствии с понятиями, раскрытыми в статьях документа, большинство категорий земель относятся к объектам товарно-денежных отношений (являются оборотоспособными).

Рассматриваются внутри документа и иные способы передачи прав собственности, не подразумевающие продажу земельных участков.

Из советского земельного права, на постулатах которого частично базируется Земельный кодекс РФ, было взято деление земель на категории по целевому назначению. Так, сегодня выделяются семь категорий объектов, среди них специально выделяются земли для:

  • ведения сельского хозяйства (земли сельскохозяйственного назначения),
  • земли внутри границ населенных пунктов (земли населенных пунктов),
  • земли для целей ведения промышленной деятельности,
  • особо охраняемых территорий и объектов (в первую очередь это земли заповедников, заказников, парков и т. д.),
  • земли лесного фонда (в соответствии с Лесным кодексом РФ ),
  • земли водного фонда (в соответствии с Водным кодексом РФ ),
  • земли резерва.

Кроме категоризации земель, ЗК РФ чётко ограничивает и круг руководящих органов, имеющих право на распоряжение земельными ресурсами. Так, вопросы смены категорий земель, а также отнесения территорий к определенным категориям, могут решаться:

  • в отношении территорий и земель, находящихся федеральном подчинении – правительством страны;
  • в отношении земель и территорий , относящихся к муниципальной или частной собственности – органы региональной исполнительной власти, органы местного самоуправления (в зависимости от формы собственности).

Объекты и субъекты земельных отношений

Основным объектом земельного права признается земля в целом, как природный объект, земельный участок (часть поверхности земли, сведения о границах которой внесены в государственный кадастр недвижимости, а также часть земельного участка.

Соответственно, субъектами земельного права являются собственники земли, в том числе граждане  РФ, иностранцы и апатриды, юридические лица, публичные образования (государственные и муниципальные) в лице своих органов.

Какие вопросы регулирует Земельный кодекс РФ?

В Земельном кодексе России отражены основные действующие нормы, отвечающие за регулирование прав на землю во всех рассматриваемых значениях понятия. И с учетом того, что ЗК РФ предусматривает три основных формы собственности на землю: частную, муниципальную и государственную, под юрисдикцию кодифицированного акта подпадают любые вопросы земельных отношений внутри страны.

Наиболее частыми вопросами, решение которых происходит с привлечением судебных органов Российской Федерации, являются:

  • признание права собственности на землю, в том числе в порядке приватизации;
  • споры о границах земельных участков (об установлении (изменении) границ);
  • споры о «прирезках»;
  • споры об устранении препятствий в пользовании участком и другие.

В последней действующей редакции документа немало внимания уделено правовому регулированию приобретения в собственность государственных и муниципальных земельных участков. Связано это с реформами по приватизации земли, с незаконными захватами земельных участков и незаконными отказами уполномоченных органов в их предоставлении.

Изменения в Земельного кодекса Российской Федерации в 2016-2017 году

Как и в 2016 году, в новом 2017 ЗК РФ не остался без изменений. Изменения Земельного кодекса РФ, вступающие в силу в 2017 году во многом обусловлены принятием нового федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», под действие которого попадают и земельные участки.

С 2017 года расширяется список ситуаций, в которых проведение торгов на право аренды государственной или муниципальной земли не требуется. Вводится понятие служебного надела и выделяется четкий круг субъектов по данному институту.

Ряд норм регулирует вопросы по аренде при комплексном развитии территории.

Земельный кодекс РФ 2017

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные принципы земельного законодательства Статья 2. Земельное законодательство Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством Статья 4. Применение международных договоров Российской Федерации Статья 5. Участники земельных отношений Статья 6. Объекты земельных отношений Статья 7. Состав земель в Российской Федерации Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

Глава I.1. Образование земельных участков

Статья 11.1. Утратила силу Статья 11.2. Образование земельных участков Статья 11.4. Раздел земельного участка Статья 11.5. Выдел земельного участка Статья 11.6. Объединение земельных участков Статья 11.7. Перераспределение земельных участков Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

Глава II. Охрана земель

Статья 12. Цели охраны земель Статья 13. охраны земель

Глава III. Собственность на землю

Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц Статья 16. Государственная собственность на землю Статья 18. Собственность на землю субъектов Российской Федерации Статья 19. Муниципальная собственность на землю

Глава IV. Ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное пользование земельными участками

Статьи 20 — 21. Утратили силу

Статья 22. Аренда земельных участков Статья 24. Безвозмездное пользование земельными участками

Глава V. Возникновение прав на землю

Статья 25. Основания возникновения прав на землю Статья 26. Документы о правах на земельные участки Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков

Статьи 28 — 34. Утратили силу

Статья 37. Особенности купли-продажи земельных участков

Статьи 38 — 39. Утратили силу

Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Глава V.2. Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

Глава V.3. Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Глава V.4. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности

Глава V.5. Безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации

Глава V.6. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута

Глава VI. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков

Статья 43. Осуществление прав на земельный участок

Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю

Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок Статья 46. Основания прекращения аренды земельного участка Статья 48. Основания прекращения сервитута Статья 50. Конфискация земельного участка Статья 51. Реквизиция земельного участка Статья 52. Условия и порядок отчуждения земельного участка Статья 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок Статья 56. Ограничение прав на землю

Глава VII.1. Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Глава VIII. Возмещение убытков при ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков

Глава IX. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров

Статья 59. Признание права на земельный участок Статья 62. Возмещение убытков Статья 64. Рассмотрение земельных споров

Глава X. Плата за землю и оценка земли

Статья 65. Платность использования земли

Глава XI. Мониторинг земель, землеустройство, государственный кадастровый учет земельных участков и резервирование земель для государственных и муниципальных нужд

Статья 67. Государственный мониторинг земель Статья 68. Землеустройство Статья 69. Организация и порядок проведения землеустройства Статья 70. Государственный кадастровый учет земельных участков

Глава XII. Государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль и общественный земельный контроль

Статья 71. Государственный земельный надзор Статья 71.2. Административное обследование объектов земельных отношений Статья 72. Муниципальный земельный контроль Статья 72.1. Общественный земельный контроль

Глава XIII. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель

Статья 75. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения Статья 76. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями

Глава XIV. Земли сельскохозяйственного назначения

Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения Статья 79. Особенности использования сельскохозяйственных угодий Статья 80. Фонд перераспределения земель

Статьи 81 — 82. Утратили силу

Глава XV. Земли населенных пунктов

Статья 84. Порядок установления или изменения границ населенных пунктов Статья 85. Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий

Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

Статья 88. Земли промышленности Статья 89. Земли энергетики Статья 90. Земли транспорта Статья 91. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики Статья 92. Земли для обеспечения космической деятельности Статья 93. Земли обороны и безопасности

Глава XVII. Земли особо охраняемых территорий и объектов

Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов Статья 97. Земли природоохранного назначения Статья 98. Земли рекреационного назначения Статья 99. Земли историко-культурного назначения Статья 100. Особо ценные земли

Глава XVIII. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса

Статья 101. Земли лесного фонда Статья 102. Земли водного фонда

Источник: https://yurist-ekaterinburg.ru/zemelnyi-kodeks-rf-2017-zk-rossiyskoy-federacii-2016

Бесплатная юридическая консультация онлайн

Неудобья в земельном кодексе

РЕШЕНИЕ ВАШИХ ПРОБЛЕМ В ТРИ ЭТАПА:
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

       Земельный кодекс РФ в ст. 77 определяет земли сельскохозяйствен­ного назначения как земли за границами населенных пунктов, предо­ставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

То есть основным критерием отнесения земель к категории сельскохозяйственных является их назначение — использование для ведения сельскохозяйственного производства (ведения товарного сель­ского хозяйства или выращивания растениеводческой и животновод­ческой продукции для собственного потребления в личных подсобных хозяйствах, на садовых и огородных участках). Остальные направле­ния использования сельскохозяйственных земель: разведение защит­ных лесных насаждений, строительство помещений для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, организация опытных участков для проведения сортоиспытания сельскохозяйственных культур и др. — непосредственно связаны с указанной основной целью.

         Важное практическое значение имеет специальное указание в ЗК РФ на то, что к сельскохозяйственным землям могут быть отнесены только земельные участки, находящиеся за границами населенных пунктов.

Дело в том, что на территории сел, поселков, городов и других населенных пун­ктов также имеются земли, используемые в сельскохозяйственных целях: приусадебные хозяйства жителей, огороды, овощеводческие, цветовод­ческие, парниковые хозяйства коммерческих организаций.

На такие зе­мельные участки распространяется правовой режим земель населенных пунктов, в составе которых выделяются специальные территориальные зоны сельскохозяйственного использования.

Участки земель, исполь­зуемые в сельскохозяйственных целях, имеются также в составе земель транспорта и земель лесного фонда: на них распространяется правовой режим соответствующей категории земель.

        Земли сельскохозяйственного назначения — особая категория земель, в состав которой входят лучшие, плодородные земли, составляющие до­стояние страны. Только в сельском хозяйстве земля используется и как пространственно-операционный базис для размещения тех или иных объектов, и как основное средство производства. Сельскохозяйственные земли подлежат особой охране. 16 июля 1998 г.

принят специальный за­кон — Федеральный закон № 101-ФЗ «О государственном регулирова­нии обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначе­ния», которым определены функции органов государственной власти и управления по регулированию плодородия таких земель, обязанности лиц, использующих сельскохозяйственные земли, меры стимулирова­ния повышения качества и плодородия земель.

       Земельный кодекс устанавливает только основы правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Более подробно он урегули­рован в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

      Состав земель сельскохозяйственного назначения неоднороден. Лучшие, наиболее ценные из них — это сельскохозяйственные угодья, на которых, собственно, и произрастает продукция аграрного произ­водства. Поэтому законодательством установлен особый режим их пре­доставления, использования и изъятия.

Остальные сельскохозяйствен­ные земли имеют вспомогательный по отношению к угодьям характер. Они заняты внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, а так­же зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для про­изводства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В состав земель сельскохозяйственного назначения входят также пруды и обводненные карьеры.

      На участках земель сельскохозяйственного назначения могут нахо­диться леса; при этом согласно Лесному кодексу РФ (п. 2 ст.

8) исполь­зование, охрана, защита, воспроизводство таких лесов осуществляют­ся в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются, — т. е.

в данном случае приоритетным является ведение сельскохозяйственного производства, а леса исполняют главным об­разом функцию защиты земель от неблагоприятного воздействия по­средством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности.

Среди земель сельскохозяйственного назначения имеются также так называемые неудобья: это овраги, балки, болота, гари и прочие участ­ки, которые по своему состоянию в данный момент не могут быть ис­пользованы в качестве продуктивных земель. Они подлежат окультури­ванию и переводу в сельскохозяйственные угодья.

Для решения вопроса можете воспользоваться нашим предложением: Бесплатная Юридическая Консультация

Адвокат Денис Лисенков

Источник: https://www.1yuridicheskaya-konsultaciya.ru/zemelnoe-pravo/kakie-zemli-otnosyatsya-k-kategorii-zemel-selskoxozyajstvennogo-naznacheniya.html

Землю возьмут в оборот

Неудобья в земельном кодексе

Авторы поправок в Земельный кодекс считают, что переход к новой системе классификации земель приведёт к уменьшению коррупции в этой сфере. Однако эксперты опасаются, что в результате предстоящей реформы земельного законодательства страна останется без плодородных угодий.

Зонирование или категории

Законопроект о новой классификации земель был одобрен в Правительстве ещё в 2013 году. Для понимания готовящейся реформы следует отметить, что в ныне действующем законодательстве каждому участку земли присвоена определённая категория. Категорийность земель понятие крайне важное, поскольку от категории зависит возможность использования земли для тех или иных целей.

Например, на землях, которым присвоена категория «земли поселений», разрешено строительство жилых зданий, а вот на землях сельхозназначения или, скажем, землях лесного и водного фонда любое строительство категорически запрещено.

При этом перевод земель из одной категории в другую представляет собой очень сложную и забюрократизированную процедуру, требующую согласований не только разных ведомств, но и на разных уровнях власти. Сменить категорию земельного участка не всегда удавалось даже местным чиновникам, хотя их заинтересованность была очевидна.

Следствием этого стала выдача ими разрешений на строительство «под страх и риск» в надежде, что, пока идёт стройка, земли всё же удастся оформить нужным образом.

Однако не все истории с возникшими на сельскохозяйственных или землях лесфонда коттеджными посёлками заканчивались благополучно.

Например, в подмосковном посёлке Екатерининские Валы, где в природоохранной зоне Истринского водохранилища были возведены коттеджи, их владельцы до последнего были уверены, что землю всё же удастся перевести в категорию, где строительство возможно.

Но Росприроднадзор настоял на своём, и 25 новеньких коттеджей были снесены безо всякой компенсации. Кстати, по мнению эксперта по загородной недвижимости одного из столичных агентств, около 18 процентов коттеджных построек в Подмосковье, строго говоря, подлежат сносу по причине неправильного оформления земли.

В марте 2014 года правительственные поправки в Земельный кодекс, предлагающие новые принципы земельного деления, были внесены в Госдуму. В документе, разработанном Минэкономразвития, речь шла о том, что в новой системе земельного учёта уже не будет привычного понятия «земельной категории», а появятся «зоны». Устанавливаться они будут на местном уровне, а утверждаться региональной властью.

В законопроекте муниципалитетам предлагается определить состав земельных зон и виды их разрешённого использования. Авторы законопроекта отмечают, что с переходом от категорийности земель к зонированию, процедура оформления земли, а также изменения их назначения станет более простой и, как следствие, менее коррупционной.

Нерешённой остаётся очень важная проблема — как с переходом к новой классификации земель избежать массовой застройки земель сельхозназначения (а равно и земель других категорий). В том, что подобная «экспансия» застройщиков, поддержанная властями на муниципальном уровне, начнётся сразу же после принятия закона, эксперты не сомневаются.

Как перетягивают земельное «одеяло»

Специалисты в области земельного законодательства настаивают: в поправках необходимо усилить меры защиты сельхозземель. Если этого не сделать до принятия документа, последствия могут стать необратимыми.

В России уже сегодня, по данным Минсельхоза, почти 20 миллионов гектаров считаются сельхозземлями лишь формально. На деле эти некогда плодородные почвы находятся в запустении и заросли деревьями и кустарниками.

«Отказ от категорийности земель приведёт к тому, что на этих землях начнётся строительство и они уже никогда не вернутся в сельхозоборот», — считает ведущий научный сотрудник факультета почвоведения МГУ Пётр Сапожников.

Между тем в подготовленных поправках в Земельный кодекс говорится об особом статусе так называемых ценных сельскохозяйственных угодий.

«Этот термин в Земельном кодексе подразумевает элитные почвы высокой плодородности», — объясняет Сапожников и добавляет, что таких почв примерно пять миллионов гектаров, что составляет чуть более одного процента от 390 миллионов гектаров земель сельскохозяйственного назначения. Оставшуюся часть сельхозземель, по мнению эксперта, ждёт незавидная судьба.

«Прочие сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения перестанут быть приоритетными в использовании и останутся без особой охраны, как это требует ныне действующее законодательство», — опасается Сапожников. Поэтому он настаивает, чтобы в законопроекте появилось определение, какие именно сельхозземли получат иммунитет от возможной застройки.

Беспокоит возможная застройка земель сельхозназначения и сенаторов.

Так, председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и землепользованию Михаил Щетинин считает, что даже хорошо, что есть определённые сложности при переводе земель из одной категории в другую.

 «Это сдерживающий фактор, позволяющий сберечь земли сельхозназначения. Плодородные почвы — наше богатство, которое мы должны беречь и при возможности приумножать.

В Алтайском крае, который я представляю, нет ни одной пяди необработанной земли. Это либо пары, либо неудобья. Всё остальное находится в обороте. И так должно быть в каждом регионе. Тогда мы будем иметь гарантированную продовольственную безопасность», — говорит Михаил Щетинин.

По его мнению, вместо нового территориального деления гораздо эффективнее было бы заняться корректировкой и упрощением процедуры смены категорий в уже действующем законодательстве.

«Существующие виды целевого назначения, принятые в нашей стране вполне соответствуют мировым стандартам, и они доказали свою эффективность», — добавляет Щетинин.

Читайте по теме Ничего страшного в том, что часть земель сельскохозяйственного назначения уйдёт под муниципальную застройку, не видит директор департамента имущественных и земельных отношений Минэкономразвития Андрей Ивакин.

Он напомнил, что уже сейчас муниципалитеты могут без ограничений отдавать сельхозугодья или лес под застройку, включив их в черту населённого пункта. Менять назначение остальных сельхозземель муниципалитет сможет с одобрения региона.

При этом эксперт приводит следующую статистику: за последние четыре года под застройку было отведено менее одного процента сельхозземель или 0,27 миллиона гектаров.

«Это капля в море, учитывая то, какое количество гектаров пашни сегодня не используется», — замечает Ивакин. Основная угроза для сельскохозяйственных земель — не застройка, а реальная потребность рынка в продукции сельского хозяйства. «Необходимо решить, нужно ли нам сегодня столько же сельхозугодий, как во времена СССР», — говорит чиновник.

В законопроекте есть и ещё одно узкое место. Пока непонятно, к каким категориям зонирования будут отнесены земли Гослесфонда, водного фонда и земли спецназначения. Этих земель в предложенной Правительством новой системе зонирования просто не оказалось.

Осталось недолго

Поправки в земельный кодекс, если они будут приняты, должны вступить в силу 1 января 2018 года. Пока же документ прошёл первое чтение, да и то в 2015 году.

В аппарате Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям поясняют, что по новому регламенту палаты для принятия законопроекта во втором чтении необходима подготовка Правительством всех соответствующих подзаконных актов.

Речь идёт о разработке и утверждении документов территориального зонирования, определяющих разрешённое использование земельных участков на всей территории России.

Почти все муниципалитеты утвердили генпланы своих территорий и самостоятельно разделили земли на зоны, определив цели их использования: под жильё, производство, офисы и так далее.

Но для утверждения схем зонирования требуется одобрение федерального Правительства. Многое в этом вопросе будет зависеть от позиции Минсельхоза.

После того как в стране был взят курс на импортозамещение в производстве продовольствия, позиция ведомства в отношении нецелевого использования сельхозземель ужесточилась. Принят даже отдельный закон.

В Минсельхозе нам подтвердили, что отношение ведомства по законопроекту о зонировании «сложное» и там работают над поправками. При этом представитель Минсельхоза заметил, что в данном случае «спешка ни к чему». С этим трудно спорить.

Ведь земля — это достояние не только ныне живущих, но и будущих поколений.

Как было и как будет

Классификация земель в ныне действующем Земельном кодексе 

Категории

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населённых пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Классификация земель после принятия поправок в Земельный кодекс

Зоны

  • жилые зоны;
  • общественно-деловые зоны;
  • зоны сельскохозяйственного назначения;
  • зоны огородничества и садоводства;
  • зоны рекреационного назначения;
  • производственные зоны;
  • зоны энергетики;
  • зоны транспорта;
  • зоны связи;
  • зоны обеспечения космической деятельности;
  • зоны обеспечения обороны, безопасности и правопорядка;
  • зоны коммунально-инженерной инфраструктуры;
  • зоны специального назначения;
  • зоны запаса.

Источник: https://www.pnp.ru/economics/zemlyu-vozmut-v-oborot.html

Категории земель. Целевое назначение земель

Неудобья в земельном кодексе
Категории земель. Целевое назначение земель.

То, каким образом можно использовать тот или иной участок земли, определяется его принадлежностью к той или иной категории земель. Для каждой из категорий, в свою очередь, существует классификатор, по которому определяются виды разрешенного использования для данной категории земель и подкатегорий, в нее входящих.

Категории земель

Согласно положений ст.7 ЗК РФ все земли в Российской Федерации по своему целевому назначению делятся на 7 категорий:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли для нужд
    • промышленности;
    • транспорта;
    • энергетики;
    • связи и телевидения;
    • обороны и космической деятельности;
    • а также иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых объектов и территорий;
  • земли водного фонда;
  • земли лесного фонда;
  • земли запаса.

Земли сельскохозяйственного назначения

В эту категорию входят земли, расположенные за пределами населенных пунктов и определенные для использования в нуждах сельского хозяйства.

В категории земель сельскохозяйственного назначения входят:

  • собственно сельскохозяйственные угодья – сенокосы, пашни, плодовые сады, пастбища и др.;
  • земли, отведенные под внутрихозяйственные дороги и коммуникации;
  • земли, отведенные для создания зон древесно-кустарниковой растительности в целях защиты от воздействия негативных природных и техногенных факторов;
  • земли, окружающие замкнутые водоемы;
  • земли, занятые зданиями и сооружениями, используемыми в целях хранения и переработки сельхозпродукции.

Земли сельскохозяйственных угодий имеют приоритетный статус и подлежат особой охране.

Земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены для нужд промышленности или иных несельскохозяйственных нужд. В этом случае предоставляются земли, непригодные для сельскохозяйственного производства, либо земли сельхозугодий максимально худшего качества в соответствии с их кадастровой стоимостью.

Земли населенных пунктов

В эту категорию входят земли, расположенные в черте населенных пунктов (городов, сел, поселков и т.д.) и предназначенные для застройки или размещения инфраструктуры этих населенных пунктов.

Целевое назначение земель этой категории определяется нахождением того или иного участка в той или иной территориальной зоне населенного пункта. Согласно ЗК РФ в населенных пунктах выделяют следующие территориальные зоны

– жилые;

– производственные;

– общественно-деловые;

– рекреационные;

– зоны инженерных и транспортных инфраструктур;

– специального назначения;

– иные.

Для каждой из этих зон существуют собственные регламенты, определяющие правовой режим и целевое использование расположенных в этих зонах земельных участков.

Для всех участков, которые расположены в пределах одной территориальной зоны, действует единый регламент целевого использования.

Этот регламент обязателен к выполнению всеми собственниками, арендаторами и пользователями земельных участков вне зависимости от формы собственности на эти участки.

В соответствии с Земельным Кодексом РФ участки и расположенные на них объекты при несоответствии их параметров предельным значениям, прописанным в регламенте, или при несоответствии их профиля перечню разрешенных типов использования могут быть запрещены к использованию органами местного самоуправления.

Территориальные зоны, расположенные вне черты городов, но при  этом составляющие с этим городом единую природную, социальную и хозяйственную инфраструктуру и не находящиеся в составе земель других населенных пунктов, считаются пригородными. В составе пригородных земель различают:

–   зоны сельскохозяйственного назначения;

–   зоны отдыха  населения;

–   зоны развития города.

Земли промышленного и специального назначения

В эту категорию входят земли, используемые для нужд различных отраслей промышленности, энергетики, транспорта и коммуникаций, а также иного специального назначения.

Важной особенностью этой категории земель становится то, что многие участки, имеющие данное целевое назначение, окружены охранными, санитарными  и иными зонами с особыми условиями использования.

Эти условия ограничивают права всех землепользователей вне зависимости от формы собственности.

Земли особо охраняемых объектов и территорий

В эту категорию входят земли, имеющие особое научное, природоохранное, историко-культурное, оздоровительное или иное назначение. Эти земли частично или целиком изъяты из хозяйственного оборота. К землям этого типа относят, например, земли заповедников.

Земли водного и лесного фондов, а также земли запаса

В эту категорию входят земли для ведения лесного хозяйства, земли, на которых расположены водные объекты и водоохранные зоны.

А также земли государственной или муниципальной собственности, которые в настоящий момент никак не использованы – это земли запаса.

Предоставление земель запаса физическим или юридическим лицам возможно только после перевода этих земель в другую категорию.

Вид разрешенного использования  или целевое назначение

Каждая из представленных выше категорий земель имеет свой индивидуальный список видов разрешенного использования.

То, к какой именно категории будет отнесен тот или иной земельный участок, определяется:

– правительством РФ – для земель, находящихся в федеральной собственности;

– органами власти субъектов федерации – для земель, находящихся в собственности этих субъектов, а также земель, состоящих в частной или муниципальной собственности, в том числе и в отношении земель сельскохозяйственного назначения;

– органами местного самоуправления – для муниципальных земель и земель, находящихся в частной собственности, кроме земель сельскохозяйственного назначения.

Также вышеназванные властные структуры имеют право перевода земель из одной категории в другую в отношении всех земель, попадающих под их юрисдикцию.

Любой из видов целевого использования, разрешенный согласно классификатору для данной категории и подкатегории земель, может осуществляться без получения каких-либо дополнительных разрешений или процедур согласования.

В тех же случаях, когда целевое назначение конкретного участка земли не предусматривает осуществление планируемого вида деятельности (например, ИЖС), можно обратиться в соответствующие властные органы за получением разрешения на изменение целевого назначения.

В том случае, если в отношении данной территориальной зоны действуют регламенты, предусматривающие соответствующий вид деятельности,  такое разрешение получить существенно легче, чем инициировать процедуру перевода участка земли в другую целевую категорию.

Целевое использование земельного участка под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) для земель различных категорий

Целевое использование земельных участков под ИЖС (индивидуальное жилищное строительство)  с правом проживания и регистрации допускается в отношении земель населенных пунктов.

Для земель, входящих в категорию сельскохозяйственного назначения, допускается использование участков для организации мест отдыха и возведения жилого строения с правом проживания и регистрации  в том случае, если целевое назначение земель «дачное строительство». В остальных случаях  возможно возведение жилого строения без права проживания в нем и регистрации.

Однако эта правовая норма не действует, если речь идет о такой особо охраняемой подкатегории сельскохозяйственных земель как земли сельскохозяйственных угодий. Любое иное использование (кроме основного целевого назначения) – незаконно. 

В том случае, если планируется возведение коттеджного поселка на землях сельскохозяйственного назначения, не имеющих вида разрешенного использования «дачное строительство», можно просто изменить целевое назначение  отводимого участка, не переводя его в категорию земель населенных пунктов. Это существенно проще.

Земли особо охраняемых объектов и территорий, а также земли  лесного фонда, входящие в подкатегорию водоохранных земель, не могут быть использованы под индивидуальное жилищное строительство ни при каких условиях. Также практически невозможен перевод этих земель в другую категорию.

Так, в прибрежных зонах водоемов (20 метров) не только запрещено возведение любых объектов недвижимости, но запрещены также и любые попытки для ограждения этих зон путем создания искусственных преград, например, заборов.

Но согласно положению Водного кодекса любой частный собственник может приобрести изолированный водный объект (пруд, заводненный карьер и т.п.) в свою собственность на законных основаниях.  Затем, после проведения соответствующей экспертизы, можно возвести на участке, включающем в себя этот водоем, объект недвижимости.

Источник: https://terres.ru/articles/kategorii-zemel-celevoe-naznachenie-zemel

Юрист Сергеев
Добавить комментарий