Общая характеристика порядка судебного разбирательства административного дела

Производство по делам об административных правонарушениях

Общая характеристика порядка судебного разбирательства административного дела

Возбуждение дела об административном правонарушении — начальная стадия производства по таким делам.

На этой стадии решаются вопросы, связанные с наличием события административного правонарушения, фиксируются обстоятельства, относящиеся к данному правонарушению, дается первоначальная оценка противоправного действия, определяется подведомственность (подсудность) рассмотрения дела и т.д.

Поводами для возбуждения дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; материалы, поступающие из правоохранительных органов, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, свидетельствующие о совершении административного правонарушения, сообщения физических и юридических лиц; подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица; фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта РФ, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в СМИ, указывающие на наличие события административного правонарушения; принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является сам факт совершения противоправных действий, указывающих на признаки административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Перечень таких должностных лиц довольно широк (см. ст. 28.3 КоАП РФ).

К ним относятся, например, должностные лица органов внутренних дел (полиции), должностные лица контрольно-надзорных органов исполнительной власти и др. Любое дело об административном правонарушении может быть возбуждено также прокурором (ст. 28.4 КоАП РФ).

Только к их исключительной компетенции относятся полномочия по возбуждению дел, связанных с нарушением установленных законами правил и порядка избирательного процесса (ст. 5.1, 5.7, 5.21, 5.23—5.25 КоАП РФ и др.

), с нарушением порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта (ст. 7.24 КоАП РФ), с разглашением информации с ограниченным доступом (ст. 13.24 КоАП РФ) и т.д.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о его совершении или вынесении прокурором постановления о возбуждении административного производства.

В протоколе об административном правонарушении должны содержаться следующие реквизиты: дата и место его составления, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, фамилия, имя, отчество, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, место, время совершения и событие правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное деяние, объяснения нарушителя или законного представителя юридического лица и иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица и иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. К протоколу прилагаются их объяснения и замечания, если они имеются. В случае отказа этих лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается под расписку лицам, в отношении которых возбуждено дело.

Протокол составляется сразу же после выявления факта совершения административного правонарушения. Если же возникает необходимость в дополнительном выяснении обстоятельств дела, то протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения.

В течение суток с момента составления протокола он направляется судье, органу (должностному лицу), уполномоченным рассматривать дело. Протокол передается немедленно судье, если правонарушение влечет административный арест.

В ряде случаев протокол об административном правонарушении может и не составляться. Например, если совершено правонарушение, которое влечет административную ответственность в виде предупреждения или административного штрафа, не превышающего одного минимального размера оплаты труда.

В таких случаях уполномоченным должностным лицом оформляется предупреждение либо налагается и взимается штраф на месте совершения правонарушения. Протокол не составляется и тогда, когда административное производство возбуждено постановлением прокурора.

Если протокол невозможно составить на месте совершения административного правонарушения, то нарушитель может быть доставлен в ближайший территориальный орган внутренних дел (отделение или пункт полиции).

На стадии возбуждения дела при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, начатое производство по делу подлежит прекращению.

В частности, к таким обстоятельствам относятся отсутствие события или состава административного правонарушения, действие лица в состоянии крайней необходимости и т.д. (ст. 24.5 КоАП РФ).

При наличии таких обстоятельств орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, выносит постановление о прекращении производства по делу.

Если после выявления административного правонарушения возникает необходимость в проведении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, то может быть проведено административное расследование.

Решение о проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Его срок не может превышать 1 месяца с момента возбуждения дела. В исключительных случаях вышестоящими должностными лицами этот срок может быть продлен на срок не более 1 месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — до 6 месяцев.

По окончании расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела.

Следует знать, что проведение административного расследования возможно не по всем видам административных правонарушений, а лишь в случае нарушений в сфере антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, налогов и сборов, таможенного дела и др.

Административное расследование

Административное расследование представляет собой урегулированную законом государственную деятельность субъектов административного процесса, выражающуюся в производстве процессуальных действий, направленную на привлечение виновных к административной ответственности.

Порядок производства административного расследования урегулирован в ст. 28.7 КоАП РФ.

Если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о рекламе, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, о выборах и референдумах, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства о противодействии коррупции, о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним, миграционного законодательства, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, об охране здоровья граждан, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, законодательства в области налогов и сборов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, таможенного дела, экспортного контроля, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), законодательства об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в области охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, промышленной безопасности, дорожного движения и на транспорте, несостоятельности (банкротства), размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, то проводится административное расследование.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении в виде определения, а прокурором — в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении в течение суток вручается под расписку либо высьшается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Срок проведения административного расследования не может превышать 1 месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более 1 месяца, а по делам о нарушении таможенных правил, а равно правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — начальником вышестоящего органа на срок до 6 месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы (следует обратить внимание на постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

имеются ли ходатайства и отводы.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=5047

Особенности административного судопроизводства: отличия, специфика | Правоведус

Общая характеристика порядка судебного разбирательства административного дела

Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца. 

Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Судебное разбирательство по административному делу

Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

Сроки и решения в административном судопроизводстве

При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений: 

  1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
  2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
  3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
  4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.

Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд.

В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев.

Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства.

При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу.

Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии.

Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания. 

Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья.

Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости.

Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику.

Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям: 

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица. 

Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.

По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются: 

  • копия нормативно-правового акта;
  • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
  • указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
  • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.

Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.

Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения.

Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства.

При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации. 

Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

В отличие от обсуждения возможностей подачи иска о признании недействующим правовых актов иск об оспаривании решений органа власти может быть подан только тем лицом, чьи права он непосредственно затрагивает. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора.

Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3-х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней. Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно.

В случае, если причина пропуска признается судом неуважительной, в удовлетворении требований истца будет отказано. В качестве меры предварительной защиты применяется – приостановление действий решения в той части, которая относится к истцу, воздержания от совершения оспариваемого действия.

На ответчика возлагается доказывание законности решения, в частности, наличие на это полномочий и соблюдение процедуры вынесения решений. Административное дело об оспаривании решений органа власти должно быть рассмотрено в суде в течение 1 месяца со дня подачи иска, если иск подан на судебного пристава-исполнителя, то в течении 10 дней.

В ходе рассмотрения дела суд не может быть связан доводами и требованиями иска, он проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/administrative/osobennosti-administrativnogo-sudoproizvodstva/

Судебное разбирательство по административному делу

Общая характеристика порядка судебного разбирательства административного дела

Решение об удовлетворении требований административного истца или отказе в их удовлетворении принимается судом если проведено судебное разбирательство по административному делу.

К данной стадии процесса приступают после подачи административного иска, принятия его к производству судом и подготовки дела административного судопроизводства.

Именно в судебном разбирательстве сторонам предоставлена возможность давать объяснения, возражения и предпринимать иные действия по доказыванию своей правовой позиции.

Судебное разбирательство по административному делу – сроки

Если административным истцом соблюдены правила подготовки и подачи административного иска, суд обязан вынести одно из следующих процессуальных решений:

  • о принятии к производству административного иска и подготовке дела к судебному разбирательству. Судьей такое решение должно быть принято в течение 3 дней с даты поступления административного иска, копии иска и приложения к нему направляются административному ответчику;
  • об отказе в принятии административного иска. Основания принятия такого решения установлены ст. 128 КАС РФ, выносится оно в форме мотивированного определения, на которое может быть подана частная жалоба, так как повторная подача такого же административного иска более не допускается.
  • об оставлении административного искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в т.ч. касательно прилагаемых к иску документов и правильного определения такого вида судебных расходов, как госпошлина. Соблюдение установленного судьей срока для исправления ошибок обязательно, иначе административный иск будет возвращен и считаться не поданным. Когда исправленное административное исковое заявление или необходимые документы поступят в суд, его принимают к производству, причем срок рассмотрения дела течет с даты подачи первоначального административного иска.
  • о возвращении административного иска. В частности, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования административного спора, при нарушении правил подсудности и др. (ст. 129 КАС РФ).

Срок рассмотрения административного дела, по общему правилу, не должен превышать 2 месяцев с даты поступления в суд административного иска (если в первой инстанции по правилам подсудности дело рассматривает Верховный суд – 3 месяцев).

Указанный срок может быть продлен председателем суда, в котором рассматривается дело на срок до одного месяца.

Административному истцу же предоставлена возможность воспользоваться правом подать заявление об ускорении рассмотрения административного дела (подробнее – ст. 10 КАС РФ).

Судебное разбирательство по административному делу – порядок

Стороны и лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания повестками или иным способом, которые позволяет фиксировать факт получения ими информации.

Судебное разбирательство по административному делу осуществляется устно, кроме рассмотрения в порядке упрощенного производства.

В суд необходимо взять документы, удостоверяющие личность, для представителя – оригинал доверенности и диплом о наличии высшего юридического образования, документы, которые не были приложены к иску, но которые лица намереваются приобщить к делу (и копии их для вручения административному ответчику).

Судебное разбирательство начинается с открытия судебного заседания судьей, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, и разъясняются их права. Если имеются основания для отвода судьи, их лучше заявить непосредственно на указанной стадии.

Выступать в суде, давать пояснения, обращаться с вопросом можно только с разрешения судьи.

Свидетели по административному делу должны быть удалены из зала суда до их допроса, поэтому ходатайство о вызове свидетеля должно быть заявлено сторонами после открытия судебного заседания (если они присутствуют в зале).

После доклада судьи об административном деле, существе требований административного истца заслушиваются, соответственно, административный истец, административный ответчик, а затем заинтересованные лица. Все они могут задавать друг другу вопросы, равно как и суд.

Затем судебное разбирательство продолжается исследованием письменных и вещественных доказательств, имеющихся в административном деле, в ходе которого стороны также вправе давать пояснения.

Судебные прения как стадия судебного разбирательства по административному делу заключаются в выступления административных истца и ответчика, последняя реплика в которых всегда принадлежит административному ответчику.

Ссылаться на доказательства, которые не были исследованы, в судебных прениях нельзя.

Но закон содержит правило, согласно которому, если судья сочтет нужным выяснить какие-то обстоятельства дополнительно, он может вынести определение о возобновлении рассмотрения административного дела по существу, т.е. возвращению к началу судебного разбирательства.

После окончания судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, после чего оглашается решение суда по административному делу.

Отложение судебного разбирательства административного дела

Описанная выше схема судебного разбирательства является наиболее оптимальной, так как является достаточно быстрым способом защиты нарушенного права. Однако в ряде случае суд может вынести определение об отложении судебного разбирательства административного дела:

  • вследствие необходимости осуществить иные процессуальные действия (назначение экспертизы, приглашение специалиста и др.);
  • одна из сторон ходатайствует о представлении дополнительных доказательств;
  • суд признает обязательной явку лица, которое отсутствует в судебном заседании при условии надлежащего извещения;
  • невозможность рассмотрения дела в назначенном судебном заседании (по мнению суда).

В таких случаях суд выносит соответствующее определение, назначает дату и время нового судебного заседания, а судебное разбирательство по административному делу в следующий раз начинается сначала.

Источник: https://iskiplus.ru/sudebnoe-razbiratelstvo-po-administrativnomu-delu/

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении – подробная информация

Общая характеристика порядка судебного разбирательства административного дела

С вопросами административного права сталкиваются все граждане, независимо от своего статуса, занимаемой должности или рода деятельности.

Данная отрасль охватывает такие сферы как: работа в государственных учреждениях на госслужбе, отношения на дорогах, взаимоотношения граждан, общественный порядок и многое другое.

Соответственно, в силу большого количества предусмотренных норм и правил, в данной области устанавливается наибольшее число нарушений.

[blockquote_2]Правонарушением принято называть противоправное действие (либо же бездействие) лица (физ., юр.), за которое законодательством предусматривается ответственность. Административным называют то, что рассматривается и предусматривает выбор наказания по КоАП. [/blockquote_2]

Правонарушения в данной сфере расцениваются как представляющие наименьшую опасность общественности, поэтому слишком строгих последствий такой деликт не повлечёт. Но стоит знать об особенностях рассмотрения таких дел, чтобы в случае неприятностей уметь отстоять свои права и сохранить справедливость.Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Органы, в компетенцию которых входит рассмотрение подобного плана дела

В отличие от уголовных дел, являющихся исключительной компетенцией судебной системы, административные правонарушения с присуждением наказания для лиц, совершивших их, рассматриваются многочисленными органами. Это определяется сферой, которой был нанесён ущерб вследствие виновных деяний.

Гражданам следует, как минимум, понимать, к компетенции какого органа относится то или иное дело – это поможет избежать ошибок и манипуляций со стороны представителей законодательной власти.Рассмотрение дела об административном правонарушении

Итак, приведем несколько примеров:

  • органы внутренних дел, осуществляющие контроль за общественным порядком, уполномочены решать большое количество деликтов.

    Например, к компетенции полиции относится контроль за соблюдением правопорядка относительно: запрета о курении или распитии алкогольных напитков в общественных местах, мелкого хулиганства, использования технических приспособлений, способных нарушить нормы экологического права или нанести вред окружающим людям, шумоограничивающих предписаний, охраны посевов и так далее;

  • комиссиями по делам несовершеннолетних рассматриваются некоторые дела относительно воспитания и поведения подростков и юношей, не достигших 18-летнего возраста, нарушения обязанностей опекуном и пр.;
  • органы уголовно-исполнительной системы рассматривают некоторые дела в части нарушения правил обращения с изъятыми из свободного оборота вещами. Не пугайтесь названия учреждения – это не влияет на форму постановления по итогам процесса. Также в рассмотрении подобных дел принимают участие налоговые органы;
  • у судебной власти, безусловно, наибольшая доля компетенции. Судами рассматриваются дела практически во всех сферах, начиная от трудового права, где решаются вопросы об ответственности работодателей, например, за допущение работника несоответствующей квалификации к особо опасным работам или неправильное оформление трудовых правоотношений. На судебном заседании рассматриваются все спорные вопросы и имеющие неоднозначность определений, мер ответственности и т.д., в том числе смежные дела.

Особенности процессуального порядка

Порядок рассмотрения, если данное дело касается административного правонарушения, четко регламентирован на законодательном уровне и прописан в ст. 29.7 КоАП.

Ещё на этапе подготовки к предстоящему рассмотрению, соответствующий орган определяет несколько существенных моментов:

  • наличие документальных оснований;
  • возможность начала производства (то есть соответствие своей компетенции и категории деликта);
  • наличие/отсутствие обстоятельств, исключающих саму возможность рассмотрения (о них поговорим в следующем разделе), также решается вопрос об обстоятельствах, лишающих возможности участия отдельных лиц (судей, экспертов);
  • правильность составления и полноту заполнения документации, прилагаемой к делу;
  • достаточность собранных материалов для объективности принятия решения.

Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

В обязательном порядке учитывается наличие ходатайств сторон, отводы/самоотводы и прочие нюансы. После этого начинается непосредственное разбирательство.

В ходе рассмотрения дела уполномоченный орган обязан установить все обстоятельства и принять их к вниманию.

В частности, заслушать показания сторон, рассмотреть ходатайства, особенно важны меры по привлечению свидетелей и назначение судебной экспертизы (данный механизм существенно увеличил шансы отстоять свою правоту, ведь каждый может даже нанять независимого специалиста и предать его заключение судье).

Закон обязывает произвести также формальные процессуальные действия: объявить, кто рассматривает, какой деликт является предметом исследования, установить явку участников (ведь в некоторых случаях она влияет на порядок дальнейшего развития событий и принятых решений).

Крайне важно разъяснить представителям обеих сторон процессуальные права. Нарушение любого из указанных пунктов прямо влияет на процесс, ведь может стать поводом для начала нового рассмотрения или пересмотра дела в дальнейшем.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Срок, на протяжении которого могут рассматриваться дела о деликтах, составляет пятнадцать дней от даты получения судом или другим органом всех собранных материалов и непосредственно самого протокола о совершённом проступке.

Данный срок может быть продолжен до одного месяца при наличии мотивированного определения.

Если санкция статьи предусматривает возможность ареста, и лицо, совершившее нарушение, задержано, то рассмотрение проводится в день получения.

Обычно рассмотрение проводится по месту совершения, однако могут быть исключения.

Например, в отношении несовершеннолетних рассмотрение происходит по месту их жительства, хотя и по ходатайству сторон-участников события, в некоторых случаях дело может быть передано другому судебному органу.

Если перед непосредственным рассмотрением проводилось админ. расследование, то разбираться дело будет по месту расположения органа, совершающего действие.

В процессе заседания оглашается Протокол, составленный по факту самого правонарушения, детально рассматриваются приложенные материалы.

Важно! В Протоколе должен быть указан не только номер статьи, а и четко расписано её название, т.к. влияет на определение ведомственности, а затем – на установление меры ответственности.

Пример заполнения протокола об административном задержании за мелкое хулиганство

В процессе рассмотрения дела подлежат заслушиванию объяснения физлица по совершенному факту противоправного деяния или представителя на законных основаниях юрлица, в отношении которого было открыто рассматриваемое производство, кроме того, принимаются показания иных лиц-участников производства. Особенное внимание уделяется пояснениям специалистов и заключению эксперта, изучаются все предъявленные доказательства, а при участии прокурора в процессе заслушивается и его заключение.

Результаты любого админпроцесса оформляются постановлением, предписывающим определённое наказание или содержащим заключение о закрытии производства. Все вынесенные решения должны быть оглашены сразу по окончанию процесса (это тоже процессуальное требование).

Копии документа вручаются физическому или юрлицу, его законному представителю или защитнику, обязательно под расписку о получении. Если указанные лица не присутствовали при рассмотрении дела, то копия документа может высылаться по почте в течение трёх дней.

Как должна выглядеть копия постановления, выдаваемая участникам процесса

Есть ли случаи, при которых производства может и не быть?

Некоторые факты законодательно исключают саму возможность проведения производства по рассмотрению админправонарушения. Их нужно всегда помнить, ведь в отдельных ситуациях они спасают людей от произвола (или просто позволяют выиграть время).

  1. Наиболее очевидный повод – отсутствие самого факта деликта или же состава правонарушения (здесь прибавляется фактор вины).
  2. Если лицо действовало в ситуации крайней необходимости, не причинив вреда общественности, то его деяния не могут наказываться вне зависимости от сферы нарушения и отрасли права, поскольку отсутствует общественная опасность.
  3. Априори не может существовать процесс против умершего человека или юрлица, о котором в реестр внесены сведения о прекращении деятельности.
  4. Интересно, что, если будет издан новый законодательный акт, отменяющий положение, по которому рассматривается нарушение, процесс прекращается за неимением фактического нарушения.
  5. Издание амнистии также включено в этот перечень, однако довольно редко данный акт касается админправонарушений.
  6. Истечение сроков давности события.

Этапы административного процесса

Заключение

В КоАП слишком много статей и видов ответственности, предусмотренных за то или иное правонарушение. Каждый случай индивидуален и подлежит отдельному рассмотрению с учетом всех нюансов и малейших деталей.

Попав в неприятную ситуацию, не стоит пускать её «на самотёк», обязательно проконсультируйтесь с юристом.

Компетентный в правовых вопросах специалист обязательно подскажет, на что стоит обратить внимание, как защитить вам собственные интересы, как подать апелляцию (если будет нужно) и т.д.

Источник: https://law-world.ru/raznoe/poryadok-rassmotreniya-dela-ob-administrativnom-pravonarushenii.html

Юрист Сергеев
Добавить комментарий