Пояснение в налоговую о выборе поставщиков

Налоговики потребуют обосновать, по каким мотивам вы выбирали контрагентов

Пояснение в налоговую о выборе поставщиков

ФНС обвинила подчиненных в том, что они не могут доказать схемы и мнимые сделки, потому что формально собирают доказательства (письмо от 23.03.2018 № ЕД-5-9-547/@). Поэтому служба потребовала запрашивать у компаний информацию о том, по каким критериям они выбирали партнеров и почему остановились именно на этих поставщиках.

Мы составили наглядную памятку о том, что могут запросить инспекторы на проверках (см. ниже).

Из этой статьи вы узнаете:

  1. Какие документы потребуют инспекторы, чтобы вычислить мнимые сделки
  2. Могут ли налоговики запросить деловую переписку
  3. Подтверждают ли фотографии и пропуска реальность сделки

Сейчас компания должна не просто проверить каждого контрагента, но и выбрать его среди других потенциальных партнеров и обосновать, почему он — лучший.

Новая функция в сервисе сервисе “Российский налоговый курьер Контрагенты” подготовит доказательства для налоговиков за 2 клика — сервис найдет 30 компаний, из которых вы якобы выбирали.

 Полное досье на любого поставщика можно сформировать за минуту. Оформите доступ к сервису и распечатайте результаты мониторинга в формате Excel. 

Проверять контрагента с помощью интернет-сервисов удобно и безопасно. Судьи признают такую проверку достаточным доказательством того, что поставщик не однодневка. Подробности в статье “Реальные истории, когда сервисы проверки контрагентов помогли защитить расходы”.

Памятка для директора. Какие сведения и документы собрать перед сделкой

Покажите памятку директору, чтобы он тоже знал, какие сведения собирать перед заключением сделки.

Выписка из ЕГРЮЛ

При любой сделке запросите у поставщика выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Выписка подтвердит, что компания официально зарегистрирована и действует на дату контракта.

Даже если налоговые инспекторы снимут расходы по сделке, в комплексе с другими документами выписка из госреестра позволит их защитить (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.01.2017 № Ф09-10478/15).

Если контрагент не хочет предоставить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, сами закажите ее в налоговой инспекции — на бумаге или на egrul.nalog.ru. Бумажная выписка стоит 200 руб., но она надежнее.

В электронной выписке нет раздела, где налоговая инспекция отмечает фиктивные данные об организации или индивидуальном предпринимателе — ненастоящие адреса, мнимых директоров (письмо ФНС России от 02.09.

2017 № ЕД-3-14/4045@).

Документы о полномочиях представителя

Возьмите у представителя копию устава, доверенности и паспорта. Если контракт заключает сам директор, попросите протокол об избрании или решение о назначении на должность. Документы подтвердят, что представитель вправе действовать от имени компании.

Еще советуем проверить, не отстранили ли директора от должности. Можете запросить официальную справку из ИФНС. Или сами посмотрите информацию на nalog.ru в реестре дисквалифицированных. Сделайте скриншот экрана и заверьте его как обычную копию (письмо ФНС России от 31.03.2017 № СА-4-7/5589). 

Если вы подпишете договор с дисквалифицированным руководителем, налоговики откажут фирме в расходах, а судьи поддержат проверяющих (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 03.06.2014 № А64-5102/2013).

Сведения о ресурсах партнера

Узнайте, где фактически ведет деятельность контрагент. Попросите у него письмо с реальными адресами офисов, складов, торговых или производственных помещений. Посетите территории и сфотографируйте их. Приложите фотографии к документам по сделке.

Если нет возможности сделать личный визит к партнеру, запросите снимки по электронке. Так вы докажете налоговым инспекторам — контрагент реальный, выпускает продукцию, продает товары, оказывает услуги, которые вы покупаете. Значит, сделка не может быть мнимой.

Суды при таких доказательствах встают на сторону компаний (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 05.04.2018 № Ф10-207/2018).

В нескольких спорах с налоговиками благодаря фотографиям, компании смогли доказать, что операции были реальны и они не работали с однодневками.

Из текста решенияНомер дела
…В подтверждение поставки товаров заявителем представлены в материалы дела … письма покупателей с фотографиями……В подтверждение реальности оформления выставочного места … общество представило … фотографии выставочного места с логотипом налогоплательщикаПостановление ФАС Московского округа от 27.01.2014 № Ф05-7033/2013
…судами установлена реальность хозяйственных операций налогоплательщика с указанными контрагентами, которые подтверждаются представленными в материалы дела фотографиями…

Источник: https://www.26-2.ru/art/351969-nalogoviki-potrebuyut-obosnovat-po-kakim-motivam-vy-vybirali-kontragentov

Пояснение в налоговую о выборе поставщиков

Пояснение в налоговую о выборе поставщиков

Москва, ул. Верхоянская, д. 18 ИНН/КПП 7716123456/771601001 ОГРН 1077712345678 Тел.: (499) 522-43-44 Контактное лицо: главный бухгалтер Макарова Ирина Константиновна ПОЯСНЕНИЯ В ответ на требование о представлении пояснений от … № … сообщаем следующее:

  • За … квартал (или иной период) … года доходы организации от (указать убыточный вид деятельности) составили … руб.,
  • Основной деятельностью организации является ….

в т.

  • По итогам отчетного периода убыток составил … руб.
  • Причинами, повлекшими образование убытка, являются:

а) ….

Налоговая ответственность за контрагента

Так, если Вы заключили договор строительного подряда на большой объем работ с подрядчиком со средней численностью 3 человека, то у налоговиков будут сомнения в том, что Вы проявили должную осмотрительность при выборе контрагента, так как очевидно, с такой численностью сотрудников выполнить большой объем работ невозможно (конечно может быть, что подрядчик привлекает субподрядчиков, но тогда Вы должны подтвердить, что Вы проясняли все это на стадии заключения договора). Минфин РФ в своем письме от 5 мая 2012 г.

N 03-02-07/1-113 рекомендует исследовать среди прочих следующие признаки — отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), копий документа, удостоверяющего его личность, отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных площадей, отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (официальный сайт ФНС России ), отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на выполнение работ.

Образец ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений

именно ту налоговую инспекцию, куда отправляется ответ.

Далее в ответе следует сослаться на номер требования (а таким документам налоговая служба всегда присваивает номера), и его дату (отметим: не дату получения, а именно дату составления), а также коротко обозначить суть вопроса. После этого можно приступать непосредственно к даче пояснений.

Их следует писать максимально подробно, со всеми нужными ссылками на документы, законы, нормативные акты и т.п.

Чем тщательнее

Пояснения по требованию налоговых органов — мнение эксперта

Поэтому при получении подобных требований в первую очередь необходимо убедиться, что они соответствуют действующему законодательству.

Что делать, если налоговый орган, требуя пояснений, явно превышает свои полномочия, и организация считает выполнение таких требований неуместным, будет рассмотрено в ситуации ниже. В представляемых по данным основаниям пояснениях необходимо соответственно обосновать изменение соответствующих показателей налоговой декларации или обосновать размер убытка.

Образец пояснительной записки в налоговую по требованию по НДФЛ

Так как четких требований по составлению записки нет, задача упрощается, однако следует запомнить несколько моментов:

  • Должным образом должны быть оформлены приложения к записке.
  • Как и любой исходящий документ, вы должны зарегистрировать записку под определенным номером;
  • В записке должен быть указан номер требования, которое прислала вам налоговая;
  • Пояснение должно содержать наименование органа, куда вы направляете эту записку. Это должен быть налоговый орган по месту регистрации организации или ИП;
  • В тексте записке желательно выделять разделы, подразделы, пункты и подпункты;

Если в отчете указанная налоговиками ошибка действительно существует, но она не влияет на конечный результат и не занижает налоговую базу, организация или предприниматель могут сделать следующее: в пояснительной записке указать, что «указанная ошибка не занижает налоговую базу и не уменьшает платежи в бюджет, правильным считать значение _______», либо сразу подать уточненную декларацию.Что касается пояснительной записки, то ответственность за ее непредставление не предусмотрена, т.к.

Пояснительная записка в налоговую

должны содержать указания, почему расходы превысили доходы. Например, компания создана недавно, деятельность только началась и выручка пока невелика, но текущие расходы уже значительные (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т.п.), либо фирмой были произведены неотложные крупные расходы на ремонт, закупку оборудования и т.п.

Чем подробнее будут расписаны причины убытка, тем меньше новых вопросов возникнет у налоговиков.

Все приведенные сведения нужно подтвердить документально, приложив к письменному пояснению в налоговую копии бухгалтерских документов, договоров, накладных, банковских выписок, налоговых регистров и т.д.

Аналогичным образом могут быть даны пояснения в ответ на запрос о причинах снижения налоговой нагрузки, в сравнении со средним уровнем по отрасли.

Источник: https://civilyur.ru/pojasnenie-v-nalogovuju-o-vybore-postavschikov-92947/

Как по-новому обосновать выбор контрагента

Пояснение в налоговую о выборе поставщиков

Уточните регламент по проверке контрагентов. Налоговики меняют подход к необоснованной выгоде. Какой документ обоснует выбор контрагента

ФНС требует, чтобы налоговики строже проверяли, как компания выбирает себе контрагентов. Инспекторы проверят, достаточны ли и разумны методы, которые вы используете при оценке своих деловых партнеров.

Налоовики считают, что компания должна не просто проверить каждого контрагента, но и выбрать его среди других потенциальных партнеров и обосновать, почему он — лучший.

Новая функция в сервисе «РНК: проверка контрагента» подготовит доказательства для налоговиков за 2 клика — сервис найдет 30 компаний, из которых вы якобы выбирали. Полное досье на любого поставщика можно сформировать за минуту.

Оформите доступ к сервису и распечатайте результаты мониторинга в формате Excel.    

Оформить пробный доступ к сервису>>>

Какие новые бумаги собирать на контрагента, чтобы они устроили налоговиков? Что поменять в регламенте по проверке партнеров? Ответы, образцы и советы налоговиков — в статье.

Что нового в проверках контрагентов

Налоговиков на местах обязали проверять, как вы нашли и почему выбрали именно этого делового партнера, а не другого (письмо ФНС России от 23.03.17 № ЕД-5-9/547@). Инспекторы проверят:

  • отличается ли выбор контрагента от условий делового оборота или установленной самой компанией практики выбора деловых партнеров;
  • каким образом вы оценивали условия сделки и их коммерческую привлекательность, деловую репутацию, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств;
  • есть ли у контрагента необходимые ресурсы и опыт (производственные мощности, оборудование, персонал и пр.);
  • заключает ли компания сделки преимущественно с контрагентами, которые не исполняют налоговые обязательства.

Если не обосновать выбор, инспекторы снимут расходы и вычеты. Подтверждают это постановления арбитражных судов Северо-Западного от 29.06.15 № Ф04-10520/2016 и Уральского от 18.11.16 № Ф09-10039/2017 округов).

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Каким документом обосновать выбор контрагента

Сергей Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса:«Оптимально представить инспекторам документы, которые определенно укажут на то, что деятельность контрагента реальна.

Точного перечня таких документов нет.

Но на практике компании собирают информацию о контрагентах, их деловой репутации, наличии сайта и его наполнении, данные об участии в арбитражных спорах и способности исполнить обязательства.

Отношения с реальными контрагентами компании обычно документируют и включают в контракты дополнительные гарантии и условия. В частности, предварительную оплату, страхование, залог и другие обеспечительные меры»

Что насторожит налоговиков

ФНС назвала признаки, которые насторожат инспекторов. Налоговики усомнятся в реальности сделок с контрагентом, если обнаружат отсутствие у компании:

  • личных контактов с руководством либо уполномоченными сотрудниками поставщика или покупателя при обсуждении условий контракта и подписании договора;
  • копий документов, которые подтверждают полномочия руководителя контрагента и удостоверяют его личность;
  • информации о фактическом местонахождении офиса контрагента, его складов, производственных или торговых площадок;
  • информации о способе, которым она получила сведения о контрагенте (нет рекламы в СМИ, рекомендаций партнеров, сайта контрагента и пр.);
  • информации о регистрации контрагента в ЕГРЮЛ, а также лицензиях и разрешениях, которые нужны для исполнения сделки.

Инспекторы проверят, есть ли данные о других участниках рынка, которые продают аналогичные товары, работы и услуги, в том числе по более низким ценам. Чем больше признаков налоговики найдут, тем выше шанс получить требование пояснить причины выбора конкретного контрагента.

Какие документы потребует инспекция

Специалисты ФНС рекомендуют инспекторам запрашивать документы и информацию о действиях компании при выборе контрагента. Это, в частности:

  • документы с результатами поиска, мониторинга и отбора контрагента;
  • источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о выполненных работах);
  • результаты мониторинга рынка товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов и деловая переписка;
  • документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (порядок отбора и оценки рисков, тендера и др.).

Проверять информацию налоговики должны будут не только при выездной, но и камеральной проверке, а также при предпроверочном анализе. Если инспекторы найдут доказательства, что компания получила необоснованную налоговую выгоду, они включат их в акт по проверке.

КСТАТИ

Как аргументировать привлекательность контрагента

Мы выяснили, какие аргументы убеждают судей в обоснованном выборе контрагента. Их можно использовать в досье на контрагента, чтобы подтвердить разумный выбор конкретного партнера. Это, в частности:

И, наоборот, опасно приводить условия, которые существенно отличаются от предложений аналогичных поставщиков. Когда речь идет, к примеру, о стоимости товара, она должна соответствовать рыночной или незначительно от нее отклоняться (определение Верховного суда РФ от 29.11.16 № 305-КГ16-10399)

Что обновить в своем регламенте по проверке

Учтите новые требования ФНС в регламенте по проверке контрагентов, который действует в компании. Детально пропишите обязанности отдела маркетинга при проверке контрагентов и порядок его взаимодействия с другими подразделениями компании.

Уточните в регламенте, с какой периодичностью и по какой форме маркетинг будет оформлять отчеты. Конкретизируйте основания для подготовки отчета и сроки его передачи своим коллегам.

Как оформить досье на партнера

Чтобы обобщить данные по проверке контрагента, удобнее вести на каждого партнера досье. Это также позволит сократить число бумаг, которые нужно будет представлять по требованию инспекторов.

Разработать форму досье можно самим. Главное, чтобы из нее было ясно, как компания проверила контрагента и почему выбрала именно его (см. образец ниже). В досье включите все данные, которые налоговики сейчас контролируют. Информация должна доказывать реальность деятельности контрагента и его коммерческую привлекательность. 

Образец. Досье на поставщика ООО «Контрагент» (фрагмент)

Наименование контрагентаООО «Контрагент»
ИНН/КПП/ОГРНИНН 7701111111 / КПП 770101001 / ОГРН 1117746307140
Юридический адрес127016, г. Москва, ул. Новослободская, д. 5, оф. 37
Фактический адресТот же
УчредительИванов Иван Иванович, паспорт серии 1111 № 111111, выдан ОВД «Новые Черемушки» 4 апреля 2006 года.Адрес по месту регистрации: г. Москва, ул. 5-я Парковая, д. 17, кв. 11
Генеральный директорОн же, контактный телефон 8 (495) 111-11-10
Главный бухгалтерПетрова Елена Петровна, контактный телефон 8 (495) 111-11-11
Уполномоченный представительЗаместитель генерального директора Соловьев Владимир Иванович (доверенность № 12 от 11.01.2018), контактный телефон 8 (495) 111-11-12
Интернет-сайтwww.kontragent.ru, зарегистрирован 03.02.2008 по данным https://sprinthost.ru/whois.html
РекомендацииРекомендация ООО «Компания-1» от 14.03.2018
Результаты мониторинга и выборка потенциальных партнеровСправка из отдела маркетинга от 20.04.2018
Причины выбора контрагентаВедет реальную деятельность, вовремя поставляет товары, возвратов по браку нет. Успешное сотрудничество с 2013 года

Источник: https://www.RNK.ru/article/215816-kak-po-novomu-obosnovat-vybor-kontragenta

Как проявить должную осмотрительность при выборе контрагента? (Чурилина Н.В.)

В п.

Должная осмотрительность и осторожность налогоплательщика как участника экономических отношений гарантирует осуществление в отношении его правовой защиты.

Такая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 16 октября 2003 г.

Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента

То есть негативные последствия, возникающие из-за неправильного выбора контрагента, тоже становятся риском налогоплательщика. А если при этом налоговый орган докажет отсутствие реальности операций (то есть фиктивность осуществленной сделки), то неизбежными будут и налоговые доначисления. Законодательно понятие должной осмотрительности нигде не определено.

Однако существуют разработанные ФНС России (приказ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333) критерии, согласно которым из числа налогоплательщиков осуществляется отбор наиболее вероятных кандидатов на выездную налоговую проверку.

Среди этих критериев присутствует и такой, как ведение деятельности с высоким уровнем налогового риска, описание которого (п.

12 приложения 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333) содержит перечень признаков, составляющих основу для оценки контрагентов с точки зрения возможных рисков работы с ними.

Пояснительная записка в налоговую по требованию: образец

Ответ на требования необходимо начать с разбора причин, по которым пришло письмо.

При этом в ответе на требование налоговой необходимо пояснить следующее:

  1. раскрыть динамику запрашиваемой статьи учета, то есть наглядно на цифрах показать, что привело к убытку.
  2. дать краткое письменное пояснение причинам произошедшего.

Вправе ли налоговики требовать пояснения по убыткам прошлых лет?

Конечно, у каждой компании и в каждой отдельной отрасли они могут быть разными, но основными можно считать следующие:

  1. крупные затраты (ремонт, редизайн, покупка оборудования, долгосрочные инвестиции и т. п.)
  2. падение спроса на продукцию и как следствие, вынужденное понижение цен на нее;
  3. сокращение объема производства или продаж из-за кризиса, нестабильной ситуации на рынке и в экономике;
  4. большая курсовая разница, то есть рост затрат из-за снижения курса рубля по отношению к иностранным валютам;

Пояснительная записка в налоговую по требованию

Об этом говорится в пункте 3 статьи 88 Налогового кодекса. Налоговики имеют право запрашивать разъяснения в ходе камеральной проверки отчетности, в которой заявлены убытки.

Как показывает практика, это происходит в отношении каждой такой декларации. Подача пояснений – в интересах налогоплательщика, так как налоговая при их отсутствии может доначислить сумму к уплате в бюджет.

ВАЖНО: Если в отчетности действительно содержатся ошибки, вместо пояснительной записки можно направить уточненную декларацию.

Пояснительная записка в налоговую

Пояснение в налоговую о выборе поставщиков

По всем полученным налоговым декларациям и расчетам ИФНС проводит камеральную проверку, в ходе которой может запросить у налогоплательщика необходимые пояснения по предоставленной отчетности (п. 3 ст. 88 НК РФ). Мы расскажем о причинах таких налоговых запросов, о том, как составляется пояснительная записка в налоговую по требованию, образец пояснений также приведем в данной статье.

Когда налоговая запрашивает пояснения

Причины, по которым у налоговиков могут возникнуть вопросы к налогоплательщику в процессе камеральной проверки, перечисляются в п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ:

  • Причина 1 – «камералка» выявила в отчетности ошибки либо противоречия между данными отчетности и имеющимися у налоговиков сведениями.

Что потребует ИФНС – предоставить пояснения или внести исправления в отчетность.

  • Причина 2 – налогоплательщиком сдана «уточненка», в которой сумма налога к уплате, по сравнению с ранее представленным отчетом, стала меньше.

Что потребует ИФНС – предоставить пояснения с обоснованием изменения показателей и снижения суммы налога к уплате.

  • Причина 3 – в отчетности заявлены убыточные показатели.

Что потребует ИФНС – предоставить пояснения, обосновывающие сумму полученного убытка.

Получив подобный запрос от налоговиков о представлении пояснения в налоговую (образец можно посмотреть ниже), ответить на него следует в течение 5 рабочих дней. Штрафных санкций за непредставление не предусмотрено, но игнорировать требования налоговой не стоит, поскольку, не получив ответа, ИФНС может доначислить налоги и насчитать пени.

Обратите внимание: если налогоплательщик относится к категории тех, кто обязан подавать налоговую декларацию в электронном виде согласно п. 3 ст. 80 НК РФ (например, по НДС), то он должен обеспечить прием от ИФНС электронных документов, направляемых в процессе камеральной проверки.

В том числе это относится и к требованиям о представлении пояснений – в течение 6 дней со дня отправки налоговиками, налогоплательщиком в ИФНС отправляется электронная квитанция, подтверждающая получение такого требования (п. 5.1. ст. 23 НК РФ).

Если получение электронного требования не подтвердить, это грозит блокировкой банковских счетов налогоплательщика (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Как писать пояснения в налоговую

Образец пояснительного письма, направляемого в ответ на требование ИФНС о представлении пояснений, утвержденный официально, отсутствует. Пояснения можно составить в произвольной форме, указав следующую информацию:

  • наименование налогового органа и налогоплательщика, его ИНН/КПП, ОГРН, адрес, телефон;
  • заголовок «Пояснения»;
  • обязательная ссылка на исходящий номер и дату требования от налоговой инспекции,
  • непосредственно пояснения по запрашиваемому вопросу с их обоснованием,
  • если необходимо, перечислить приложения к письму, подтверждающие правильность показателей отчетности,
  • подпись руководителя.

Если ошибка, допущенная в отчетности, не привела к занижению налога, пояснительная записка в налоговую должна содержать эту информацию.

Напишите об этом, указав характер ошибки (например, опечатка или техническая ошибка) и верное значение, либо представьте уточненную декларацию или расчет.

Ошибку, из-за которой была занижена сумма налога, можно исправить, только подав «уточненку» – одних пояснений для налоговиков в таком случае будет недостаточно.

Когда ошибки, по мнению налогоплательщика, в отчетности нет, а значит и подавать «уточненку» нет надобности, представить пояснения налоговикам все равно необходимо, указав в них на отсутствие ошибок в декларации или расчете.

Письмо-пояснение в налоговую: образец по убыткам

Налоговиков может заинтересовать убыточная деятельность компании, и в этом случае пояснения налогоплательщика должны в полной мере раскрывать причину возникновения убытка в запрашиваемом отчетном периоде. Для этого в письме расшифровываются доходы и расходы за определенный промежуток времени.

Также пояснения в налоговую (образец см. далее) должны содержать указания, почему расходы превысили доходы.

Например, компания создана недавно, деятельность только началась и выручка пока невелика, но текущие расходы уже значительные (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т.п.

), либо фирмой были произведены неотложные крупные расходы на ремонт, закупку оборудования и т.п. Чем подробнее будут расписаны причины убытка, тем меньше новых вопросов возникнет у налоговиков.

Все приведенные сведения нужно подтвердить документально, приложив к письменному пояснению в налоговую копии бухгалтерских документов, договоров, накладных, банковских выписок, налоговых регистров и т.д.

Аналогичным образом могут быть даны пояснения в ответ на запрос о причинах снижения налоговой нагрузки, в сравнении со средним уровнем по отрасли.

Пояснительная записка в налоговую: образец по НДС

Источник: https://spmag.ru/articles/poyasnitelnaya-zapiska-v-nalogovuyu

Проблемные контрагенты и необоснованная налоговая выгода в 2018 году | Гордон и Партнеры

Пояснение в налоговую о выборе поставщиков
А. Гордон

Срочно!  Здесь Октябрьские 2018 разъяснения ФНС по проверкам (реальность операций, деловая цель, схемы, искажения отчетности)

В 2018 году налоговый контроль за проблемными контрагентами усилился. Как отбиваться, если выявлен проблемный поставщик?

Проблемный контрагент (поставщик)  – контрагент не исполняющий (не полностью исполняющие) свои налоговые обязательства, и первичными учетными документами которых другие организации обосновывают налоговую выгоду в форме расходов или вычетов. Используемая несколько лет электронная форма представления налоговой отчетности, в частности по НДС, позволила в 2018 году сделать налоговый контроль более оперативным, углубленным и эффективным.

Большинство проблемных контрагентов выявляют на предпроверочном этапе. Задачи налоговых органов в 2018 году – выявить потенциального уклониста, правильно квалифицировать его действия на основании собранных доказательств. Без иллюзий, если в 2018 году к вам пришла налоговая проверка, налоговая знает, где и что искать.

Методическим руководством для проведения оценки действий проверяемых налогоплательщиков в 2018 году по взаимодействию с проблемными контрагентами являются разъяснения ФНС, изложенные в письме от 23 марта 2018 г.

N ЕД-5-9/547@ «О выявлении  обстоятельств необоснованной налоговой выгоды». Теперь составляя акт налоговой проверки налоговики не стану ограничиваться констатацией первички, подписанной неполномочным или неустановленным лицом.

Инспекторам предписано устанавливать направленность умысла налогоплательщика.

Умысел выявляют по нескольким направлениям: 1) умысел на получение необоснованной налоговой выгоды от взаимодействия с проблемными контрагентами, или 2) создание «формального»  документооборота с «техническими» организациями. «Технические» взаимоотношения устанавливают по наличию признаков юридической, экономической и иной подконтрольности.

Какие сведения налоговики собирают и сопоставляют:

1) По каждому проблемному поставщику:

— Режим налогообложения

— Сопоставление предоставления налоговой отчетности (представляет/не представляет — системность, соответствие фактическим показателям)

— Полнота отражения и уплаты налогов (регулярно налоги платятся в минимальном размере, не платятся, во всяком случае не соответствуют сделкам с проверяемым налогоплательщиком)

— Руководителя поставщика – на массовость*,

— Руководителя поставщика – на дисквалификацию

— Адрес места регистрации поставщика – массовый/не массовый

— Фактическое место нахождения поставщика – соответствует/не соответствует регистрационным данным

— Сведения о помещениях для деятельности (имеются, отсутствуют, наличие подтверждающих документов и т.д.)

— Сведения о трудовых ресурсах для деятельности

— Сведения о реквизитах организации для связи с контрагентами, способы связи, наличие технической возможности осуществлять связь

— Сведения о банковских счетах поставщика

— Способ связи поставщика с банком, форма проведения расчетов, технические средства

— Реквизиты поставщика для банк-клиент (телефон, IP адрес и т.д.)

— Сведения об арбитражных спорах с участием поставщиков по уплате налогов и сборов,

— Наличие доверенностей от руководителей на подписание документов от имени организации

* Массовый руководитель

Массовый руководитель – физическое лицо, одновременно являющийся руководителем не менее 10 организаций (п.1.1 Порядка работы по формированию и использованию при государственной регистрации юридических лиц сведений о физических лицах, являющихся «массовыми» участниками (учредителями), руководителями, заявителями» Приказ ФНС России от 12.08.2010 № ЯК-7-6/383@).

2. Какие сведения о проблемных поставщиках и проверяемом налогоплательщике сопоставляют налоговики в 2018

— Соответствие договора по которому проверяемому налогоплательщику поставлены товары, работы, услуги основному виду деятельности поставщика по учетным данным ЕГРЮЛ (ЕГРИП)

— Пояснения поставщика на требования ИФНС о взаимоотношениях с проверяемым налогоплательщиком (Представлены/не представлены и суть пояснений)

— Пояснения руководителя поставщика на допросе в ИФНС о взаимоотношениях с проверяемым налогоплательщиком (Представление/не представление и по существу, смогли найти/нет)

— Анализ возможности руководителя проблемного поставщика участвовать в сделках в спорный период (не редко в спорный период «руководитель» сидел, находился на принудительном лечении, или умер)

— Адрес места регистрации проверяемого налогоплательщика

— Адрес фактического осуществления деятельности проверяемым налогоплательщиком

— Трудовые ресурсы проверяемого налогоплательщика

— Наличие (отсутствие) связи работников проверяемого налогоплательщика с проблемными поставщиками в прошлом (до спорных операций)/ после (на момент проверки)

— Анализ даты открытия банковского счета проблемного поставщика и даты заключения договора с проверяемым налогоплательщиком на поставку товаров, работ, услуг

— Анализ договора банковского счета на способ связи с банком (личное, электронное)

— Реквизиты поставщика для связи с банком (№ телефона, IP адрес и т.д.)

— Анализ выписки по банковским счетам на предмет признаков осуществления реальной предпринимательской деятельности – сопутствующие расходы (аренда помещений, имущество на балансе, трудовые ресурсы, оборотные средства,  транспорт, зарплата и т.д.),

— Характер движения денежных средств – признаки «транзитного перечисления», в том числе по спорным операциям

— Достоверность сведений первичных документов – подписание полномочными лицами, правильность отражения спорных операций

— Налоговая нагрузка (проблемные поставщики характеризуются низкой налоговой нагрузкой (0,2), доля вычетов до 99%)

— Доля выручки проблемного поставщика по сделкам с налогоплательщиком в общем объеме выручки

— Должная осмотрительность проверяемого налогоплательщика при выборе поставщика

— Взаимодействие поставщика с «однодневками»

— Наличие и характер деятельности поставщика до взаимоотношения с проверяемым налогоплательщиком и после (часто после сделки прекращают деятельность)

— Наличие сведений о поставщике в открытых источниках, характеризующих обоснованность выбора поставщика

— Реквизиты поставщика для связи

— Объяснения руководители  и сотрудников проверяемого налогоплательщика о способах связи с поставщиком при заключении и исполнении договоров

Цель сбора сведений по проблемному поставщику: 1) установить зависимость от проверяемого налогоплательщика, 2) учитывая трудовые, организационные, финансовые, имущественные и иные ресурсы проблемного контрагента установить возможность последним выполнить обязательства по договору с проверяемым налогоплательщиком

При отсутствии возможности у проблемного поставщика исполнить обязательства перед проверяемым налогоплательщиком правомерен вывод о технической роли проблемного поставщика в юридической цепочке движения товаров (работ, услуг) посредством оформления формального документооборота.

3. Наличие (отсутствие) признаков юридической, экономической или иной подконтрольности проблемного поставщика проверяемому налогоплательщику — основание для вывода налоговой инспекции о наличии (отсутствие) прямого умысла проверяемого налогоплательщика на получение необоснованной налоговый выгоды от взаимодействия с проблемными поставщиками путем их использования или создания фиктивного документооборота.

Вместе с тем, в 2018г. ФНС разъяснила, что при отсутствии признаков подконтрольности проблемного поставщика и налогоплательщика инспекции не должны останавливаться.

Если во время проверки обнаружена первичка, подписанная от проблемного поставщика неустановленным или неполномочным лицом, правомерен вывод о косвенном умысле налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды.

Опровергнуть который можно только доказательствами должной осмотрительности налогоплательщиком при выборе поставщика.

В этом случае налогоплательщик не должен отвечать за неисполнение поставщиком своих налоговых обязательств.  Такие выводы содержатся в Определении Верховного Суда РФ от 29.11.2017 N 305-КГ16-10399 по делу N А40-71125/2016 (ООО «Центррегионуголь», от 6 февраля 2018 г. N 305-КГ16-14921 по делу N А40-120736/2016 (ПАО «СИТИ»).

При наличии «недостоверной» первички, помимо доказательств должной осмотрительности,  налогоплательщику надлежит доказать реальность хозяйственной операции с проблемным контра агентом. Что означает выполнение обязательств по договору именно его стороной – проблемным поставщиком. При недостоверной первичке, доказывать будет не просто.

Выписки из ЕГРП по контрагенту, не достаточно для должной осмотрительности

Судебная практика исходит из того, что не является проявлением должной осмотрительности при выборе контрагентов проверка факта регистрации организации в качестве юридического лица, поскольку информация о регистрации контрагентов в качестве юридического лица в ЕГРП носит справочный характер и не характеризует их как добросовестных, надежных, стабильных участников хозяйственных отношений.

В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 25.05.

2010 № 15658/09, по условиям делового оборота при осуществлении выбора контрагента для заключения сделки оцениваются не только ее условия и коммерческая привлекательность, но также деловая репутация и платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов и соответствующего опыта.

В споре с налоговой не пройдут такие аргументы о выборе поставщика, как  «Личный опыт руководителя или менеджеров», «интернет», «телефон», «интуиция»,   как это не редко приходится слышать от клиентов. Где вы нашли этого поставщика — в интернете.

Во внимание принимается:

Деловая переписка,

Отзывы клиентов,

Адреса сайтов,

Рекламные буклеты,

Проверка полномочий должностных лиц,

Личные встречи с представителями спорных контрагентов,

Сведения об ответственных лицах со стороны контрагентов,

Контактные данные поставщиков (телефоны, электронная почта) с которых осуществлялось рабочее взаимодействие со спорными организациями,

Подтверждение деловой репутации поставщика,

Наличие необходимого опыта,

Наличие трудовых и материальных ресурсов спорных контрагентов,

Возможность выполнения работ обязательств поставщиком,

Обеспечение исполнения обязательств.

Причем перечисленные обстоятельства должны быть подтверждены доказательствам, полученными до сделки с проблемным поставщиком.

Доказательства, которыми налоговики обосновывали необоснованную налоговую выгоду в 2018г.:

1) Выписки из ЕГРЮЛ по каждому поставщику

2) Выписка по проверяемому налогоплательщику

3) Налоговая отчетность по каждому проблемному поставщику

4) Первичные учетные документы по проблемному поставщику

5) Справки полиции о проведенных розыскных мероприятиях по запросам налоговых органов:

— розыск организации (проблемного поставщика) по адресу регистрации

— розыск руководителя организации (проблемного поставщика)

6) Протоколы допроса руководителя проблемной организации – об осуществляемой деятельности, о подписании договоров на поставку товаров, работ, услуг, накладных, счетов-фактур, платежных документов и т.д., трудовых договоров, аренды и т.д.

7) Протоколы допроса свидетелей (руководителя, главного бухгалтера, иных сотрудников проверяемого налогоплательщика) о подборе (выборе) поставщиков

8) Протокол допроса свидетеля (сотрудников проверяемого налогоплательщика) об исполнении договоров с проблемным поставщиком и получении первичных учетных документов

9) Экспертные заключения, назначенные в рамках налоговых проверок – экспертиза почерка руководителя на документах по поставке проверяемому налогоплательщику товаров, работ, услуг

10) Протоколы осмотра мест регистрации поставщика, и мест осуществления предпринимательской деятельности (помещений и т.п.)

11) Договор аренды (документы о собственности) на производственные помещения проверяемого налогоплательщика

12) Договор банковского счета проверяемого налогоплательщика

13) Договор банковского счета проблемного поставщика

14) Справки форма 2-НДФЛ на сотрудников проверяемого налогоплательщиков

15) Справки 2-НДФЛ на сотрудников проблемного поставщика

16) Компьютерные исследования электронно-вычислительной техники проверяемого налогоплательщика, изъятой при выемке в порядке ст. 94 НК РФ.  Назначаются при проведении налоговых проверок.

По состоянию на 02 октября 2018 года

Налоговый адвокат Гордон А.Э.

Источник: http://gordon-adv.ru/articles/neobosnovannaya-nalogovaya-vygoda-s-is/

Юрист Сергеев
Добавить комментарий